pic

Качество профессиональной деятельности учителей оценивается с помощью системы Австралийских профессиональных стандартов педагогов (Australian Professional Standards For Teachers). 

Эта система включает семь стандартов, определяющих требования к качественному преподаванию и описывающих знания и навыки, которыми должен обладать педагог. Они объединены в три основные группы: профессиональные знания, профессиональные практики и профессиональная вовлеченность педагога.

На базе стандартов осуществляется аттестация и регистрация молодых специалистов и работающих учителей. Стандарты предполагают четыре ступени квалификации: «молодой учитель (выпускник)»,  «специалист», «высококвалифицированный учитель» и «ведущий учитель». 

Требования к профессиональным знаниям

Согласно стандартам педагоги разной квалификации должны: 

- хорошо знать своих учеников, включая их языковую, культурную и религиозную принадлежность, понимать, как жизненный опыт учеников влияет на их обучение;

- уметь выстраивать уроки с учетом физического, социального, интеллектуального развития и характеристик учеников;

- знать и понимать содержание предметов и учебных программ;

- знать эффективные, отвечающие потребностям учеников педагогические стратегии, с помощью которых они могут донести до учащихся содержание предметов и учебных программ;

- уметь использовать информационно-коммуникационные технологии для расширения форм обучения и объема получаемых учащимися знаний.

Требования к профессиональным практикам

Согласно стандартам учителя должны: 

- делать учебный процесс увлекательным и ценным для учеников, уметь создавать и поддерживать безопасную, инклюзивную и стимулирующую учебную среду, внедрять справедливые и сбалансированные стратегии управления поведением учащихся, при этом используя современные коммуникационные технологии;

- обладать арсеналом эффективных педагогических стратегий и применять их для внедрения хорошо разработанных учебных программ и уроков, регулярно оценивать свои педагогические практики, использовать данные для анализа проблем учеников и улучшения их успеваемости;

- эффективно справляться со всеми педагогическими обязанностями, включая планирование обучения, развитие учебных программ, обеспечение обратной связи и взаимодействие с родителями/опекунами учеников. 

Требования к профессиональной вовлеченности

Согласно стандартам учителя должны:

- выявлять собственные профессиональные потребности, анализировать, оценивать и развивать свои профессиональные компетенции; 

- демонстрировать уважение и профессионализм во всех ситуациях, когда они взаимодействуют с учениками, коллегами, родителями/опекунами и обществом в целом, быть восприимчивыми к потребностям родителей/опекунов и эффективно обсуждать с ними обучение их детей;

- стараться взаимодействовать со школьным сообществом в классной комнате и за ее пределами для обогащения учебного процесса, понимать связь между школой, домом ребенка и обществом в контексте социального и интеллектуального развития учеников. 

Четыре ступени квалификации. Аттестация

Присвоение квалификаций «молодой учитель (выпускник)» и «специалист» в Австралии является обязательным. 

После завершения обучения по одной из аккредитованных образовательных программ выпускник проходит предварительную регистрацию и получает лицензию молодого учителя. Молодой учитель со стажем и компетенциями, отвечающими требованиям стандартов, проходит полную регистрацию и получает квалификацию «специалист». Для этого он должен собрать материалы о своей профессиональной деятельности, отвечающие прописанным в стандартах требованиям. Старшие коллеги молодых учителей оценивают материалы и составляют отчет. Исходя из этого отчета, местные регулирующие органы в области образования принимают решение о выдаче лицензии.

После получения квалификации «специалист» австралийские педагоги обязаны регулярно ее подтверждать. Максимальный срок действия выданной лицензии – 5 лет. 

Для повышения своей квалификации и уровня зарплаты австралийские педагоги также могут по собственной инициативе пройти аттестацию и получить лицензию высококвалифицированного (опытного практика, постоянно совершенствующего свою работу и работу коллег) или ведущего (уважаемого, образцового) учителя. Педагоги с такой квалификацией могут выступать в роли руководителей методических объединений и наставников молодых учителей.

Аттестация осуществляется специальными лицензирующими органами. Удовлетворяющие требованиям заявители должны предоставить материалы о своей профессиональной деятельности – примеры из практики, результаты наблюдений в классе, самоанализ учителя, отзывы его администрации и коллег. На заключительном этапе деятельность педагога оценивает инспектор: он наблюдает за его работой и проводит собеседование с претендентом и его коллегами.