pic

Бельгия делится на три языковые сообщества (фламандское, французское, немецкоязычное), каждое из которых имеет свое правительство и систему образования. В ведении федерального правительства находится лишь несколько вопросов, связанных с образованием, включая минимальные требования к выдаче дипломов.

Система дошкольного образования во франкоязычной Бельгии делится на две отдельные сферы – образование и уход за детьми старше 2,5 лет и дошкольные учреждения для детей, родители которых недавно вышли из декретного отпуска (обычно, когда ребенку исполняется 4 месяца).

В стране существует независимый государственный орган – Бюро по вопросам рождаемости и детства, который выполняет две основные функции:

– консультирование и поддержку беременных женщин и родителей в интересах благополучия детей – большая часть таких услуг предоставляется бесплатно;

– организацию работы различных дошкольных учреждений.

Дошкольное образование детей до трех лет – платное, но если учреждение финансируется государством, то стоимость услуг варьируется в зависимости от дохода родителей. 

Бюро рождаемости и детства финансирует несколько форм образования и ухода для детей младше трех лет – ясли, обычные детские сады и присмотр в домашних условиях, когда с малышами занимаются «няни», с которыми заключается специальный контракт.

По закону к группам из 6-7 детей в детском саду (яслях) должен быть приставлен как минимум один взрослый. В условиях домашнего присмотра на «няню» приходится максимум четыре ребенка. 

Дошкольные учреждения, как правило, работают пять раз в неделю, с семи утра до полседьмого вечера. Следуя официальным рекомендациям, они составляют и периодически пересматривают планы по работе с детьми и улучшению качества своих услуг. Эффективность внедрения этих планов оценивается как самими организациями, так и Бюро по вопросам рождаемости и детства, которое проводит регулярные инспекции. Дошкольные организации также обязаны иметь лицензию Бюро. 

Бельгийские дошкольные учреждения для детей старше 2,5 лет находятся в ведении Министерства образования и интегрированы в систему начального школьного образования. Обучение – бесплатное. В среднем оно занимает около пяти часов в день (до 28 часов в неделю). Дети участвуют в различных мероприятиях и практических проектах, развивающих их творческие способности, познавательные, социальные и психомоторные навыки, умение вырабатывать и развивать идеи и работать в группе (например, это может быть рисование, посещение библиотеки, математика, игры в куклы). 

Все дошкольные организации сами составляют учебные программы в соответствии со стандартами и образовательными целями и задачами, прописанными в законодательстве страны. 

В бельгийском дошкольном образовании практикуется дифференцированный подход, позволяющий каждому ребенку гармонично развиваться и обучаться в собственном ритме. Воспитателям рекомендуется прислушиваться к детям, с уважением относиться к их индивидуальным интересам, способностям и темпу развития и принимать их во внимание при планировании дошкольных мероприятий. В задачи дошкольных работников входит развитие познавательной активности детей, поощрение их самовыражения и сотрудничества с другими. Кроме того, они постоянно ведут и документируют свои наблюдения и регулярно обсуждают результаты этой работы с родителями. 

В течение третьего года посещения ребенком детского сада специальный Центр психологических, медицинских и социальных услуг проводит собственную оценку его развития, по итогам которой родители решают, стоит ли отдать его в школу в 5 лет или отложить поступление на год.