pic

С 2015 года в стране реализуется Эстонская стратегия обучения на протяжении всей жизни – 2020, в которой особое внимание уделяется изменению подхода к обучению на всех уровнях образования и развитию системы непрерывного повышения квалификации учителей.

Внедрение стратегии осуществляется в рамках программы «Компетентные и заинтересованные учителя и главы учебных заведений», финансируемой Европейским социальным фондом. 

В стратегии подчеркивается, что преподаватель XXI века – это не только источник информации, фактических знаний. В его задачи входит формирование ценностей, развитие в учащемся критического и творческого мышления, аналитических, предпринимательских, коммуникативных навыков, навыков работы в команде. От педагога требуется индивидуальный подход к каждому, позволяющий учащимся стать независимыми, взять на себя ответственность за собственное развитие и обучение. 

Меры, предусмотренные правительством для достижения целей стратегии, включают:

  • реорганизацию дополнительного образования для педагогов и директоров школ. Согласно документу, в системе повышения квалификации должен соблюдаться баланс между тем, что предлагает и организует государство, и обучением, отвечающим специфическим потребностям школ и учителей. При этом обучение должно соответствовать определенным стандартам качества;
  • оценку деятельности учителей. Особый акцент делается на роли руководства школ в стимулировании профессионального развития педагогов. Документ также предполагает разработку Министерством образования и науки системы внешней оценки руководителей, в рамках которой они смогут получать регулярную обратную связь и рекомендации. Результаты профессионального развития коллектива будут ежегодно оцениваться в ходе интервью с директорами школ. В школах также внедряется электронная платформа, позволяющая педагогу пройти тестирование и проанализировать уровень своих компетенций и потребности в их дальнейшем развитии; 
  • развитие специальных исследовательских центров (центров развития компетенций) в университетах Таллина и Тарту, которые в том числе занимаются совершенствованием учебных программ подготовки педагогов, школьного обучения, сбором, анализом и распространением лучших мировых и эстонских практик, оказанием консультативной помощи учителям, поддержкой инноваций, включая цифровизацию в учебных заведениях;
  • улучшение цифровых компетенций педагогов, что в том числе подразумевает приведение образовательных программ в соответствие с внедряемыми моделями развития навыков. 

В основе дополнительного образования педагогов лежат профессиональные стандарты. Все обучение бесплатно для учителей. 

Часть средств на повышение квалификации выделяется школам через местные власти (муниципалитеты также могут сами финансировать дополнительное образование в нужных областях) и фонд государственного образования. Школы принимают решения о повышении квалификации, исходя из собственных потребностей и планов развития. Управлением профессионального развития школьных работников занимается администратор школы. 

Расходыучителей на проезд и проживание обычно оплачиваются организаторами обучения. В некоторых случаях повышение квалификации, включая учебные мероприятия, организуемые самими школами, проходит во время школьных каникул. 

Ряд курсов повышения квалификации реализуются университетами и другими организациями по заказу государства в соответствии с национальными приоритетами в сфере образования. Государство также выделяет средства на поддержку педагогических ассоциаций, взаимного обучения педагогов.