pic

В Финляндии принцип равенства и равного доступа к услугам в образовательной сфере прописан в Акте о базовом образовании (1998 год). В образовательной политике сделан четкий выбор в пользу инклюзивного (интегративного) подхода. 

Страна уделяет особое внимание ранней профилактике и поддержке всех проблемных детей, включая учащихся с ОВЗ и инвалидностью, чтобы на раннем этапе предотвратить дальнейшее усугубление проблем ребенка, связанных с обучением, общением и развитием. 

Все финские школьники имеют право на получение индивидуальной ориентации, консультации и помощи в усвоении учебной программы. Таким образом, организация обучения каждого ребенка с ОВЗ и инвалидностью зависит от его конкретной ситуации и специфических потребностей. По мере возможности дети интегрируются в обычную школьную среду или получают только частичное специальное образование. 

Решение о том, что ребенок нуждается в особом, специальном подходе (в персонализированной учебной программе, занятиях в отдельной группе, классе, школе), принимается на базе педагогического и экспертного заключения с учетом желания родителей (опекунов). Специальное обучение затем реализуется в соответствии с индивидуальным планом, составленным для ученика. 

Один из главных принципов финской образовательной политики – забота об общем благосостоянии учащихся, их успеваемости, психологическом и физическом здоровье, а также социальном благополучии. Эта политика направлена на то, чтобы как можно раньше выявить и преодолеть все возможные барьеры в обучении и развитии, личностные проблемы ребенка, сформировать сплоченную и гармоничную образовательную среду, и реализуется в тесном взаимодействии с самими учениками и их родителями. 

Каждый ученик имеет право на получение разнообразных социальных (бесплатных) услуг, включая любую специальную поддержку и помощь, необходимую для его полноценного участия в образовательном процессе. Тот же принцип работает и в отношении студентов с ОВЗ и инвалидностью, которые получают профессиональное образование. 

Местные власти обязаны предоставлять образование всем детям школьного возраста на их территории. Финансирование образования, в том числе дошкольного обучения, осуществляется совместно правительством и органами местного самоуправления.

Правительство также совершенствует качество обучения с помощью дополнительных субсидий – например, «точечных» программ по борьбе с буллингом и профессиональному развитию педагогов.