pic

В Финляндии создана особая система дошкольного образования и ухода, которая включает различные варианты образования, воспитания и ухода за детьми в возрасте до 7 лет, когда они начинают ходить в школу. В законодательстве закреплено право каждого ребенка на услуги в рамках этой системы.

После окончания официального отпуска по уходу за ребенком (обычно, когда ребенку исполняется 9-10 месяцев) родители имеют право воспользоваться услугами муниципального или частного дошкольного образования.   

Муниципалитеты обязаны по заявлению родителей предоставить место в обычном или семейном детском саду. Как правило, это происходит в течение четырех месяцев, но в случае особых обстоятельств (например, если одному из родителей необходимо срочно выйти на работу) этот срок сокращается до двух недель. 

Семейные детские сады подразумевают услуги специального человека, который присматривает за детьми в собственном доме. Такие садики отличаются более гибким графиком работы – родители могут оставлять и забирать ребенка в удобное для себя время по договоренности с «няней». У таких «нянь», как правило, есть соответствующая квалификация работника по уходу за детьми.

В услуги муниципального дошкольного образования также входят различные «детские клубы», в которых детей можно оставлять на несколько часов, и открытые мероприятия для малышей и их семей. 

Дошкольное образование в стране – платное, но его стоимость зависит от доходов и размера семьи и варьируется от 0 до 290 евро в месяц за полный день пребывания в детском саду. 

В течение года до поступления в школу дети (часто наряду с посещением детского сада или других форм дошкольного образования) проходят обязательное бесплатное подготовительное обучение, которое занимает примерно четыре часа в день. 

Финское законодательство устанавливает обязательное соотношение между количеством детей и дошкольных работников. В обычных детских садах один работник может присматривать максимум за 4 детьми младше трех лет и 8 детьми старше трех лет. В семейных детских садах под присмотром одного взрослого могут находиться максимум 4 малыша. В групповых семейных садах за группой из 8-12 детей присматривают 2-3 взрослых человека. 

Расписание работы детского сада обычно совпадает с типичным рабочим днем родителей. Если родители работают посменно, у них есть возможность (по договоренности с муниципалитетом) оставить ребенка на вечер, ночь или выходные. 

В финском законодательстве прописаны 10 главных задач системы дошкольного образования, включая поддержку всестороннего развития ребенка, содействие непрерывному обучению, утверждение принципов равенства и равноправия. В законе также особо подчеркивается важность активного участия детей и родителей в деятельности дошкольных организаций. Как и в Норвегии, в Финляндии особое значение придается использованию в обучении и воспитании игры.

Учебные программы и планы дошкольных учреждений разрабатываются на базе Национального образовательного стандарта, описывающего 5 ключевых тем обучения:

– богатый мир языков;

– разнообразные формы самовыражения;

– я и мое сообщество;

– исследование окружающего мира и мое взаимодействие с ним;

– я расту, двигаюсь и развиваюсь.

Кроме того, согласно стандарту, детям должны прививаться универсальные компетенции, способствующие их личностному росту, в следующих сферах: 

– мышление и обучение;

– культурная грамотность, сотрудничество и самовыражение;

– уход за собой, забота о себе в повседневной жизни;

– комплексная и информационная грамотность;

– социальная вовлеченность и участие.

Воспитатели вольны выбирать любые педагогические методы и учебные материалы, соответствующие принципам, которые прописаны в Национальном образовательном стандарте. Для воспитанников планируются и организуются различные мероприятия. Например, игры, изготовление поделок, экскурсии. В расписание сада обязательно входит трехразовое здоровое питание. В своей практике дошкольные работники в первую очередь исходят из интересов, потребностей, способностей и возраста детей. По итогам своих регулярных наблюдений они составляют вместе с родителями и с учетом мнения детей индивидуальные планы для каждого воспитанника, которые используются при планировании мероприятий и условий обучения для всей группы.