pic

Право ирландцев с ОВЗ и инвалидностью на образование, отвечающее их потребностям, закреплено в ряде законодательных актов, включая Акт о равенстве (2004 год), Акт об образовании лиц с особыми образовательными потребностями (2004 год), Акт об инвалидности (2005 год). 

Законодательство страны запрещает учебным заведениям дискриминировать детей с особыми образовательными потребностями как при зачислении, так и в процессе обучения. 

Главный принцип ирландской образовательной политики – максимальная интеграция детей с ОВЗ и инвалидностью в обычную учебную среду. 

Дети с ОВЗ и инвалидностью, как правило, зачисляются в обычные классы с остальными учащимися, но если это невозможно, то обучаются в специальных классах в обычных школах и в специальных школах. 

Согласно Акту об образовании 1998 года, школы должны использовать средства, полученные из государственного бюджета, для обеспечения условий, необходимых детям с инвалидностью и другими нарушениями. 

Администрация школ обязана формулировать и публиковать свою политику в отношении обучения детей с особыми образовательными потребностями, а также готовить и регулярно пересматривать план мер по достижению равенства в учебном процессе. 

В соответствии с актом Министерство образования и навыков ответственно за оказание различных услуг, гарантирующих детям с ОВЗ и инвалидностью полноценный доступ к образованию. Эти услуги включают: 

- оценку, сопровождение и консультирование; 

- материально-техническое обеспечение; 

- реконструкцию зданий для повышения их доступности;

- поддержку в сфере дошкольного и непрерывного образования. 

В услуги министерства также входят бесплатное предоставление специалистов детям с нарушениями зрения и слуха, национальная психологическая помощь, поддержка позитивного поведения (вплоть до индивидуального подхода). 

Актом об образовании лиц с особыми образовательными потребностями в стране также был учрежден Национальный совет по специальному образованию (National Council for Special Education), в задачи которого входит: 

- распространение в школах, среди родителей и других жителей страны информации о лучших практиках в области образования детей с ОВЗ и инвалидностью;

- координация работы по предоставлению образовательных и иных услуг детям с ОВЗ и инвалидностью;

-  совместная со школами разработка планов по интеграции детей с особыми образовательными потребностями в обычную учебную среду; 

- информирование родителей и детей с особыми образовательными потребностями об их правах.

Помимо основного финансирования обычных и специальных школ, государство также может выделять дополнительные средства на поддержку учащихся с ОВЗ и инвалидностью – например, на их транспортировку, услуги специального помощника, закупку специализированного оборудования, оплату работы приглашенных педагогов и обучения на дому детей, которые в силу обстоятельств не имеют возможности ходить в школу.

В последние годы ключевыми шагами страны в сфере образования детей с ОВЗ и инвалидностью стала реализация Национальной стратегии в интересах детей и молодых людей на 2014–2020 годы и Модели доступности и инклюзии (2015 год), направленных на укрепление инклюзивности дошкольного обучения. 

В рамках этих усилий правительство финансирует программу «Лидерство для инклюзии» (Leadership for Inclusion) по обучению дошкольных педагогов работе с детьми с ОВЗ и инвалидностью. Кроме того, оно оказывает услуги по раннему вмешательству (помощи) детям дошкольного возраста – например, предоставляет грант на домашнее обучение детям с аутизмом 2,5–3 лет и оплачивает их занятия в специальных дошкольных классах после этого возраста.