pic

Формирование убедительной доказательной базы, подтверждающей эффективность политических решений, на протяжении многих лет было одним из ключевых элементов государственной политики европейских стран, включая Нидерланды. А потребность в актуализации и структурировании больших объемов информации, необходимых для проведения доказательной политики, в свою очередь, породила запрос на организации, которые служили бы связующим звеном между наукой и практикой. Они получили название «посредники в обмене информацией» (knowledge brokers). Согласно Рабочему документу Европейской комиссии за 2007 год, в функции таких посредников входит распространение знаний и результатов научных исследований по каналам, которые могут оказывать влияние на государственную политику. 

В Нидерландах существует официальная процедура разработки государственной политики, ведущей к изменениям в сфере образования. Она начинается с проведения анализа ситуации, оснований для внедрения нововведений, прогнозирования их последствий, формулирования целей и инструментов для их достижения. Обязательно проведение консультаций с представителями образовательных учреждений, а также вынесение законопроекта на общественное обсуждение. К процессу выработки политических решений часто привлекаются различные научно-исследовательские и международные организации, национальные статистические службы и экспертно-аналитические центры, а в некоторых случаях – частные исследовательские компании. Нидерландское правительство также организует конференции, стимулирующие обмен информацией между представителями власти и экспертами. 

Роль неформального посредника играет основанная в 2012 году Нидерландская инициатива по развитию исследовательской деятельности в области образования (NRO). Это независимая организация, которая инициирует и координирует проведение и финансирование научных исследований, а также способствует тому, чтобы их результаты использовались в образовательной и государственной деятельности. Исследования касаются всех видов и уровней образования – от дошкольного до дополнительного образования для взрослых. 

NRO разрабатывает программу (план) научных исследований на несколько лет вперед. Программа реализуется по трем направлениям: 

– фундаментальные исследования. Речь идет об инновационных и актуальных для нидерландского общества исследованиях в области образования. Подавать заявки на научные проекты, финансируемые организацией, могут исключительно сотрудники университетов и исследовательских институтов, имеющие существенный послужной список в сфере международных исследований либо репутацию лучших специалистов в своей области;

- практико-ориентированные исследования. Они нацелены на выработку практических знаний и решений, помогающих усовершенствовать образовательный процесс. Предложения о проведении таких исследований должны представляться исследователями совместно с учебными заведениями. Исследовательские вопросы формулируются по итогам дискуссии между научными работниками и учебными заведениями по поводу актуальных проблем образовательной практики;

- исследования, ориентированные на разработку образовательной политики. Результаты этой научной работы влияют на политические решения.

Чтобы понять ожидания от научно-исследовательского проекта, до его запуска исследователи консультируются с сотрудниками нидерландского Министерства образования, культуры и науки. Точка зрения ведомства также принимается во внимание при оценке предложений о проведении исследований. При этом неукоснительно соблюдается принцип независимости исследователей.

Организация получает финансирование от Министерства образования, культуры и науки на проведение всех трех видов исследований. 

Программа научных исследований формируется исходя из последних тенденций в сфере образования и по итогам встреч с делегациями экспертов. В частности, для составления плана работы на 2016–2019 гг. NRO в том числе проводила встречи с представителями профессиональной ассоциации исследователей в сфере образования, частных исследовательских институтов, Нидерландского бюро анализа экономической политики, Нидерландского института социальных исследований, Статистического управления Нидерландов, Образовательного совета (независимого консультативного органа), Службы по надзору в сфере образования, директорами и учителями, выдвинутыми профессиональными организациями. 

Намерение Министерства образования, культуры и науки обновить учебные программы начальных и средних школ определило одно из недавних направлений исследований, курируемых NRO. Объектом исследований стало содержание новых программ. В 2014 году Министерство запустило обширное общественное интернет-обсуждение на тему того, что должны учить юные школьники, чтобы стать продуктивными членами общества будущего. В дискуссии могли принять участие все жители страны, включая учащихся, учителей, родителей, исследователей в области образования. Следующим этапом стали интервью и встречи с педагогами, учениками, директорами, родителями, работодателями, культурными и общественными организациями. Тысячи людей поделились своими идеями в социальных сетях, был проведен обзор последних научных исследований и лучших нидерландских и зарубежных практик. В процессе создания новых учебных программ участвовали не только эксперты, но и специально сформированные команды педагогов, которые разрабатывали концепцию каждого нового предмета.