pic

Дошкольное образование в Норвегии формально не является обязательным, однако все норвежские дети в возрасте от 1 года имеют право посещать детский сад до поступления в школу (обязательное начальное образование в стране предоставляется с 6 лет). 

Детские сады, включая государственные – платные, но доступны для всех родителей, независимо от их финансового положения, так как стоимость дошкольного образования регулируется государством. 

Право на место в детском саду для каждого ребенка законодательно закреплено с 2009 года. Ответственность за предоставление места в муниципальном или частном детском саду по заявлению родителей лежит на муниципальных властях, которые обязаны заботиться о том, чтобы их хватало всем желающим. 

Законодательство страны не определяет количество детей в группах, но предписывает, каким должно быть соотношение между числом детей, дошкольных работников и воспитателей. Как минимум один работник детского сада должен приходиться на трех детей младше трех лет и на шесть детей старше этого возраста, как минимум один воспитатель (с соответствующей квалификацией) – на группу из семи детей младше и из 14 детей старше трех лет.

Расписание работы детского сада, включая дни закрытия на праздники и летние каникулы, зависит от решения его руководства. Большая часть норвежских детских садов работает по будням с 7-8 часов утра до 5-6 часов вечера. 

В норвежской системе дошкольного образования подчеркивается уважение к личности ребенка и важность игры в обучении и воспитании. Главные задачи детского сада – содействие всестороннему, целостному развитию воспитанников, их творческих способностей, получению ими жизненно важных навыков и знаний, а также умению заботиться о себе, других и природе. 

Система дошкольного образования регулируется двумя основными документами – Актом о детских садах и Рамочным планом, содержащим общие рекомендации по содержанию учебных программ и главным задачам детских садов, на которые дошкольные работники ориентируются, выбирая методы воспитания и обучения. Детские сады также обязаны ежегодно составлять учебные планы работы.

Согласно Акту о детских садах, дошкольное образование должно базироваться на таких универсальных принципах, как уважение к человеческому достоинству и природе, интеллектуальная свобода, милосердие, всепрощение, равенство и солидарность. Воспитанники также имеют право принимать активное участие в деятельности детского сада. Мнение детей должно приниматься во внимание в соответствии с их возрастом. 

Как говорится в методических рекомендациях, сформулированных Министерством образования страны, учебная программа детского сада обязательно должна затрагивать семь главных тем:

– коммуникация, язык и текст (развитие языковых навыков, коммуникабельности, знакомство с различными видами текстов);

– тело, движение и здоровье (физическая активность, понимание своего тела, уважение к различиям между людьми, здоровое питание);

– искусство, культура и творчество (знакомство с различными областями культуры и искусства, изготовление поделок);

– природа, окружающая среда и технологии (мероприятия, позволяющие привить любовь к природе и умение заботиться о ней, знакомство с использованием технологий в игре и повседневной жизни); 

– этика, религия и философия (знакомство с базовыми норвежскими ценностями и нормами, а также различными религиозными, философскими и культурными традициями);

– местное сообщество и общество (развитие интереса к участию в общественной жизни, жизни местного сообщества);

– числа, фигуры и пространство (развитие математических способностей).

Распорядок дня в детском саду обычно включает свободное время, различные активности и мероприятия (в том числе внеклассные – посещение театров, музеев, кинотеатров, парков), групповые игры, чтение. 

Согласно законодательству, в каждой дошкольной организации должен быть родительский совет с участием всех родителей/опекунов, содействующий достижению их общих интересов и налаживанию сотрудничества с сотрудниками детского сада, и координационный комитет, выполняющий консультативные, посреднические и координационные функции, в котором в равной степени представлены родители и сотрудники.

В обязанности воспитателей входят регулярные беседы с родителями по поводу состояния, обучения и развития ребенка, обсуждение возникающих проблем, а также постоянный анализ и оценка своих методов и практик.