pic

Норвегия – одна из стран – членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), больше всего инвестирующих в сферу образования. Особое внимание уделяется проблемным вопросам, один из которых – профессиональное развитие педагогических кадров в условиях децентрализованной системы образования. 

В Норвегии местные (муниципальные и окружные) власти полностью отвечают за качество образования в школах, которые находятся в их ведении. Они считаются владельцами школ и поддерживают постоянное профессиональное развитие педагогов, реализуя соответствующие стратегии. Со своей стороны, школы составляют для себя планы совершенствования профессиональных компетенций. Повышение квалификации осуществляется в соответствии с общенациональными требованиями. Организаторами профессионального обучения могут выступать органы власти различных уровней, университеты, педагогические ассоциации.

Профессиональное обучение педагогов в том числе проводится в рамках национальной стратегии, направленной на постоянное обновление знаний, навыков сотрудников школ, поддержку выполнения квалификационных требований. В частности, учителя, чьи компетенции по английскому, математике и основным языкам страны (норвежский, саамский) не соответствуют обновленным критериям, должны пройти обучение до 2025 года. От имени учителей подается заявка на повышение квалификации. Во время обучения педагоги освобождаются от части своих профессиональных обязанностей, но продолжают получать зарплату. Расходы (в том числе на проезд и проживание) покрываются государством совместно с заявителем (местными властями/владельцем школы). Существует также отдельное обучение для наставников начинающих учителей. Все образовательные программы в рамках стратегии обязательно включают темы, связанные с использованием цифровых технологий.

Параллельно с этой стратегией с 2017 года страна взяла курс на внедрение новой, более децентрализованной модели повышения квалификации школьных работников. Цель модели – обеспечить профессиональное развитие коллективов всех школ в долгосрочной перспективе, учитывая разные условия на местах, возможности и опыт местных властей в разных частях страны. Новая стратегия излагается в Белой книге № 21 «Стремление учиться: раннее вмешательство и качество в школах».

Новая модель предоставляет муниципалитетам и школам больше самостоятельности и свободы действий в вопросах развития компетенций школьных работников, а также включает меры, направленные на то, чтобы дальнейшая децентрализация не привела к усугублению неравенства в сфере образования. 

Модель состоит из трех главных компонентов:

1)    Программа децентрализации, предполагающая осуществление всеми муниципальными, окружными властями, руководством школ мер по повышению квалификации в сфере образования. Местные (муниципальные) власти сами распоряжаются финансированием и определяют, что необходимо для достижения национальных целей. При этом одно из главных условий получения средств из бюджета Министерства образования и исследований – сотрудничество с университетами (как местными, так и за пределами округа) и другими заинтересованными сторонами в сфере образования. На уровне округа проводятся специальные форумы, объединяющие представителей муниципалитетов, университетов, педагогических ассоциаций, бизнеса. Губернатор (глава округа) выступает в качестве модератора форума, в рамках которого в ходе дискуссий расставляются приоритеты и принимаются решения о реализации тех или иных проектов и соответствующем распределении финансирования. Губернатор также помогает наладить взаимодействие между муниципалитетами и высшими учебными заведениями, в частности играет роль посредника в переговорах о стоимости курсов повышения квалификации.  

2)    Программа поддержки муниципалитетов и округов со слабыми результатами в школьном образовании и профессиональном обучении: им предлагается государственная помощь и консультирование. 

3)    Инновационная программа, в рамках которой государство выделяет гранты на совместные исследовательские проекты школ и университетов по развитию новых методов преподавания и обучения.