pic

В Шотландии существует большое количество форм дополнительного образования педагогов, охватывающих большую часть школьных предметов и разнообразные аспекты работы в школе. C 2012 года в стране реализуется общенациональная программа «Преподавание будущего» по улучшению системы профессионального обучения учителей с участием профсоюзов, государственного агентства по качеству образования Education Scotland, Совета по вопросам преподавания Шотландии (независимый орган, занимающийся вопросами обучения и сертификации педагогов), институтов педагогического образования, правительства, местных властей. Программа разработана на основе обзора системы образования, вышедшего в 2010 году. 

От каждого учителя ожидается постоянное совершенствование на протяжении всего его профессионального пути. В соответствии с официальными рекомендациями такому саморазвитию, которое способствует повышению заработной платы и статуса педагога, должно уделяться не менее 35 часов в год. Помимо обучающих курсов и программ, в стране поощряется неформальное взаимное обучение педагогов, включая наставничество, профессиональное сотрудничество и обмен опытом. Система непрерывного профессионального образования включает несколько элементов, которые дополняют друг друга:

  • профессиональные стандарты учителей, разработанные Советом по вопросам преподавания Шотландии. Они служат руководством в таких областях, как наставничество, самооценка и оценка деятельности педагогов, повышение квалификации. В частности, профессиональный стандарт «Обучение на протяжении всей карьеры» помогает учителям самостоятельно определять свои потребности в профессиональном развитии и совершенствовать знания, навыки, методы работы, профессиональные ценности;
  • Концепцию лидерства в образовании, в рамках которой реализуются различные образовательные программы по повышению квалификации руководителей школ и специалистов, претендующих на руководящие позиции;
  • национальные рекомендации по оценке деятельности педагогов и их профессиональному развитию. Подразумевается создание в школах (при участии и поддержке местных властей) доверительных отношений, условий, в которых их сотрудники могли бы регулярно участвовать в профессиональных дискуссиях, выступать в роли конструктивных критиков, наставников и советчиков для своих коллег. В рамках этого процесса учителя занимаются самоанализом, фиксируют свой индивидуальный образовательный маршрут и получают оценку со стороны другого члена коллектива. 

Учителя, прошедшие сертификацию Совета по вопросам преподавания Шотландии, должны:

  • ежегодно обновлять сведения о себе в электронном реестре;
  • принимать участие в профессиональном обучении;
  • оценивать свою деятельность в соответствии с профессиональными стандартами;
  • участвовать в дискуссиях по вопросам своего профессионального развития;
  • фиксировать свой образовательный маршрут и собирать соответствующее портфолио;
  • каждые пять лет подтверждать свою вовлеченность в процесс непрерывного профессионального развития. 

Дополнительное образование для шотландских педагогов организуется и предоставляется местными властями, школами, университетами и другими организациями, включая коммерческие. Шотландское правительство направляет средства местным властям, которые обязаны обеспечивать доступ к качественному обучению и развивать систему непрерывного повышения квалификации на местах. Согласованное со школой участие педагогов в любых мероприятиях в рамках системы повышения квалификации считается частью нормальной педагогической деятельности и, соответственно, оплачивается как рабочие часы.