pic

Одним из главных нововведений в британской сфере образования в 2019 году стало принятие обновленных методических рекомендаций для английских школ по проведению уроков по межличностным отношениям, половому воспитанию и медицинскому просвещению. 

Рекомендации были приняты по итогам широкого общественного обсуждения с участием тысяч родителей, детей, школ и экспертов. Они предусматривают введение в учебную программу новых обязательных предметов: «обучение межличностным отношениям» в начальной школе (ученики 5–11 лет), «обучение межличностным отношениям и половое воспитание» в средней школе (ученики 11–16 лет) и «медицинское просвещение» для обеих категорий учеников.  

Эти предметы должны дать школьникам знания, необходимые для счастливой, полноценной жизни и гармоничного сосуществования с другими людьми в контексте вызовов и требований современного общества. 

Уроки станут обязательными для посещения во всех государственных школах с сентября 2020 года. Некоторые школы в связи с этим внесут их в расписание уже в 2019 году. Родители могут освободить своего ребенка от посещения уроков по сексуальному просвещению, но за три семестра до своего шестнадцатилетия он имеет право принять самостоятельное решение. 

Главная цель предмета «межличностные отношения» в начальной школе – обучение школьников построению здоровых, позитивных отношений, прежде всего со своим ближайшим окружением, а также с другими детьми и взрослыми.

В рамках предмета дети 5-11 лет усвоят:

- важность гармоничных, стабильных, заботливых семейных отношений, проявления уважения к разным видам семей (включая неполные и приемные), как обратиться за советом и помощью при семейных проблемах, в том числе угрожающих их благополучию и безопасности;  

- признаки здоровых дружеских отношений, как выстраивать их с другими детьми, в том числе как разрешать возникающие конфликты; 

- важность самоуважения и принципы построения уважительных отношений с другими людьми независимо от их индивидуальных особенностей, происхождения, правила вежливости, хороших манер, что делать при буллинге (в том числе в Интернете), если они стали свидетелем или жертвой;

- правила и принципы поведения в интернет-среде, как правильно обращаться с размещенной в Интернете информацией;

- основы личной безопасности – где проходят границы личного пространства, чем уместный физический (и иной) контакт отличается от неуместного, как вести себя при любом взаимодействии с незнакомцами, каким образом обратиться за советом и помощью при наличии проблем в отношениях с любыми взрослыми, включая эмоциональное, физическое и сексуальное насилие. 

В средней школе ученики продолжат учиться построению успешных, счастливых и уважительных отношений с другими людьми и пониманию того, как обращаться за советом и помощью в случае возникновения проблем, на уроках по межличностным отношениям и половому воспитанию. 

Разделы, посвященные половому воспитанию, должны предотвратить преждевременное вступление молодых людей в половые отношения (в том числе по причине давления со стороны других), дать им необходимые знания о сексуальном здоровье, правилах безопасного секса и контрацепции. 

В рамках предмета дети 11-16 лет усвоят:

- различные модели стабильных, устойчивых семейных отношений, характеристики и правовые аспекты брака и других форм долгосрочных отношений, что делать, если они оказались в неблагополучных отношениях (с членами семьи, сверстниками и другими);

- признаки здоровых дружеских отношений, принцип равенства и важность проявления уважения к другим, примеры деструктивного влияния стереотипов, в том числе по признаку пола, расы, религии, знания о буллинге, харассменте, криминальных проявлениях в личных отношениях (например, насилии и контроле через принуждение);

- правила поведения и обращения с контентом, размещенным онлайн, риски, связанные с обменом информацией и коммуникацией в Интернете;

- законы, касающиеся насилия, харассмента, изнасилования, криминальной и сексуальной эксплуатации, порнографии, экстремизма, принудительного брака и других угроз безопасности детей, а также принцип согласия в любых отношениях;

- правила и принципы здоровых и благополучных интимных отношений, знания в области сексуального здоровья и гигиены. 

В целом уроки межличностных отношений в начальной и средней школах подразумевают воспитание в детях таких качеств, как честность, мужество, скромность, доброта, щедрость, чувство справедливости, достоинство, упорство и стойкость. 

В рамках уроков медицинского просвещения ученики 5–16 лет должны понять важность здорового образа жизни и получить знания о том, как правильно заботиться о своем психологическом и физическом благополучии. Предмет включает такие разделы, как психологическое здоровье и управление эмоциями, безопасность в Интернете, здоровое питание и оказание первой помощи. 

В рекомендациях также приводится список ресурсов, которые могут использоваться педагогами при проведении уроков. 

Главный принцип вышеизложенных рекомендаций – гибкость в их реализации. Исходя из руководства, каждое учебное заведение совместно с родителями и местным сообществом имеет право разрабатывать собственные программы обучения, адаптированные под нужды детей (программы должны публиковаться в открытом доступе онлайн). В частности, школа может уделять больше внимания проблемам, которые чаще всего затрагивают именно ее учеников, например теме молодежных банд или заболеваний, распространяющихся половым путем.  

Общим требованием для всех школ является то, что уроки должны проводиться в соответствии с возрастом учеников, деликатно и с уважением к особенностям и личным убеждениям детей и их родителей.