pic

Алла КУЗНЕЦОВА

директор Института управления образованием Российской академии образования

Развитие нашего института можно условно разделить на три этапа. Период с момента его создания в 1984 году до реорганизации ознаменовался серьезными научными и методическими достижениями. На втором этапе, когда к организации присоединились пять других институтов Российской академии образования, появилась возможность взаимодействия на стыке разных дисциплин, так или иначе связанных с проблемами образования. Сейчас наступает третий период, для которого нам предстоит разработать новую стратегию развития. 

Институт проводит исследования, имеющие актуальность в контексте национального проекта «Образование». Прежде всего, это социологические и мониторинговые разработки. Речь идет о независимой оценке качества образования, аспектах теории и практики управления профессиональным развитием руководителей отрасли. Вопросы формирования кадрового резерва, отбора и назначения руководителей, их профессионального роста, аттестации очень важны и нуждаются в современном теоретическом обосновании и разработке соответствующих документов. Параллельно реализуются проекты, связанные с повышением качества, информатизацией образования, информационными технологиями. Мы также занимаемся организационно-методическим сопровождением региональных органов исполнительной власти и образовательных организаций по вопросам повышения квалификации, транспортной доступности, организации системы горячего питания. Одно из значимых направлений нашей работы связано со сравнительными исследованиями в области международной образовательной политики, которые позволяют на основе лучших мировых практик разрабатывать рекомендации по развитию отечественной системы образования. 

В отечественной науке наблюдается тенденция к увеличению доли практико-ориентированных, эмпирических и прикладных исследований, уменьшается доля фундаментальных. В этом есть свои сложности. Часто результаты фундаментальных исследований не могут быть внедрены в реальную практику, но они являются основой для разработки новых идей, направлений, перспективных проектов. Важно соблюсти гармонию. Об эффективности предлагаемых изменений можно говорить только после того, как они детально обоснованы и проработаны.

В 2020 году наш институт продолжает работать над исследованием на тему «Оптимизация системы горячего питания в образовательных организациях». Также мы приступаем к очень важному исследованию для всей отрасли – «Моделирование региональной системы повышения квалификации работников образования в условиях развития пространства непрерывного образования Российской Федерации». Необходимо модернизировать систему повышения квалификации, чтобы она не только устраняла существующие пробелы, но и стала инструментом опережающего обучения и подготовки педагогических кадров. Кроме этого, мы работаем над проектом «Проблемы и особенности правоприменения и регламентации деятельности органов управления образованием в сфере оценки качества общего образования». Мы понимаем, что оценка качества образования – не самоцель, а инструмент развития. Наша задача – сделать так, чтобы результаты оценки качества образования ложились в основу развития содержания дополнительного педагогического образования, принятия управленческих решений по совершенствованию отрасли. Это станет серьезным подспорьем в достижении амбициозных целей национального проекта «Образование».  Кроме того, по предложению научных сотрудников института в рамках фундаментальных исследований разрабатываются темы «Влияние социальных факторов на особенности девиантного поведения в подростковом и юношеском возрасте» и «Кибербезопасность обучающихся общеобразовательных школ в цифровой среде».


Этери МИНДЗАЕВА

начальник отдела содержания, методов и технологий обучения Института управления образованием Российской академии образования, кандидат педагогических наук

Целостная система организации питания детей в дошкольных и школьных учреждениях в России пока только выстраивается. Ситуация усугубляется значительным материальным неравенством населения. При этом качество питания – один из базовых элементов правильного развития и здоровья. Современные родители все активнее участвуют в вопросах питания. Дети почти весь день проводят в школе: посещают уроки, курсы по выбору, дополнительные занятия, кружки, спортивные секции. Все это совпадает с периодом активного формирования детского организма. 

Часто, несмотря на хорошие показатели организации питания, которые отражаются в результатах мониторинга школы, дети и родители не удовлетворены его качеством. Значительная часть еды выбрасывается, хотя и приготовлена с правильным соотношением белков, жиров и углеводов. Наивно ожидать от точечных мероприятий (конкурсы на лучшую школьную столовую, ежегодные мониторинги) кардинального улучшения здоровья детей. Кроме того, если рассматривать устойчивое развитие России в целом, то на первый план выходит фактор демографической безопасности. Именно эта мысль прозвучала в Послании Президента Российской Федерации Владимира Путина к Федеральному Собранию 15 января 2020 года. Президент России не только уделил значительное внимание вопросам питания, но и дал поручение – обеспечить здоровым бесплатным горячим питанием всех учеников начальной школы. Также отмечалось, что с этой целью нужно создать инфраструктуру, наладить систему снабжения качественными продуктами.

Для этого необходимы системные изменения. Первый шаг в этом направлении – исследование всех составляющих понятия «организация питания детей в образовательных организациях». Это предполагает и постоянный мониторинг организации питания, динамики состояния здоровья учащихся и регулярные социологические исследования удовлетворенности детей и их родителей качеством питания, работы столовых.

Именно системный взгляд на решение данной проблемы положен в основу нашего исследования, которое проводится с 2019 года по настоящее время. 

Из перечня фундаментальных и прикладных исследований Института управления образованием РАО
 

Оптимизация системы горячего питания в образовательных организациях, реализующих программы общего образования (региональные аспекты, лучшие практики) 

Срок реализации: 2019–2020 гг.

Цели: Совершенствование системы горячего питания в общеобразовательных организациях. Разработка предложений для ее улучшения.  

Предполагаемые результаты: 
•   создание специализированного раздела  существующего информационного ресурса для проведения мониторинга; 
•   мониторинговое исследование системы управления организацией питания в общеобразовательных организациях; 
•   сопровождение реализации Единой концепции организации горячего питания в общеобразовательных организациях;
•   выявление лучших моделей и практик; 
•   социологическое исследование системы управления организацией питания;
•   формирование методических рекомендаций по совершенствованию системы на всех уровнях: региональном, муниципальном, школьном;
•   формирование методических рекомендаций по разработке программ дополнительного профессионального образования для специалистов всех уровней, ответственных за организацию школьного питания.

        
Моделирование региональной системы повышения квалификации работников образования в условиях развития пространства непрерывного образования Российской Федерации

Срок реализации: 2020–2021 гг.

Цели: Разработка и внедрение модели региональной системы повышения квалификации работников образования в условиях развития пространства непрерывного образования в Российской Федерации.

Предполагаемые результаты: 
•   мониторинговое исследование ресурсов развития региональных систем повышения квалификации работников образования;
•   социологическое исследование готовности педагогов к работе с консалтинговой службой под руководством администрации региона;
•   выявление и теоретическое обобщение признаков моделей региональных систем повышения квалификации работников образования, мировых практик управления развитием кадрового потенциала образовательных систем; 
•   разработка и теоретическое обоснование модели региональной системы повышения квалификации работников образования как элемента пространства непрерывного образования в Российской Федерации;
•   программа апробации модели в пилотных регионах, предусматривающая создание консалтинговой и менторской служб, модели образовательной программы повышения квалификации педагогических работников;
•   разработка и реализация проекта по внедрению модели во всех субъектах Российской Федерации.