pic

Дошкольное образование официально признано первым уровнем российского общего образования. И хотя оно не является обязательным,  обеспечение его доступности для каждого ребенка – одно из приоритетных направлений деятельности Минпросвещения России. Цель этой работы – создание условий для дополнительного развития детей дошкольного возраста (в том числе раннего развития малышей до 3 лет) и поддержки их родителей.

В настоящее время дошкольное образование, а также присмотр и уход в детских садах всех форм собственности получают более 7,4 миллиона детей.

Доступность и группы кратковременного пребывания

Минпросвещения России реализуется комплекс мер, которые должны обеспечить полную доступность дошкольного образования к 2021 году для детей в возрасте от 3 до 7 лет и от 2 месяцев до 3 лет. Эти меры включают предоставление бюджетных средств на создание дополнительных мест в дошкольных организациях для воспитанников раннего возраста.  

Кроме того, ведется работа по созданию новых дошкольных групп – кратковременного пребывания (ГКП) для детей, которые проводят в детском саду неполный день, семейных, а также групп при профессиональных образовательных организациях, организациях высшего и дополнительного образования.

Важно, что процесс развития дополнительного образования сопровождается научными исследованиями, которые по заказу Минпросвещения России проводит Российская академия образования (в том числе Институт возрастной физиологии РАО, Институт изучения детства, семьи и воспитания).

Система сертифицированных нянь

Помочь женщинам совмещать воспитание детей с трудовой деятельностью могут не только детские сады, но и услуги профессиональных нянь. 

В рамках межведомственного взаимодействия выработан проект плана по развитию в Российской Федерации системы сертифицированных нянь в сфере образования, социальной сфере, а также сфере здравоохранения, который станет основой для дальнейшей работы по этому направлению. 

Институтом изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования  уже разработана и реализуется программа профессионального обучения нянь. Приказом Минтруда России от 5 декабря 2018 года утвержден профессиональный стандарт «Няня (работник по присмотру и уходу за детьми)». Кроме того, установлен механизм, в соответствии с которым будет проводиться независимая оценка квалификации няни. 

В настоящее время в 7 субъектах Российской Федерации (республиках Башкортостан и Бурятия, Белгородской, Вологодской, Ульяновской областях, Хабаровском крае и Ханты-Мансийском автономном округе) стартовал пилотный проект «Профессиональные няни – детям!», который реализуется Межрегиональной благотворительной общественной организацией «Социальная сеть добровольческих инициатив «СоСеДИ». Он направлен на организацию системы профессионального обучения представителей специальных региональных центров, которые будут заниматься всеми аспектами профессиональной подготовки потенциальных нянь – подбором, сопровождением обучения и добровольной сертификации. 

Кроме того, федеральным проектом «Поддержка семей, имеющих детей» национального проекта «Образование» предусмотрено дальнейшее развитие консультационных центров для родителей детей дошкольного возраста, обеспечивающих им бесплатную методическую, психолого-педагогическую, диагностическую и консультативную помощь (сейчас их почти 14 тысяч). 

Минпросвещения России оказывает организационно-техническую и экспертно-методическую поддержку образовательным организациям, реализующим программы дошкольного образования, по созданию, функционированию и сопровождению таких консультационных центров.

В рамках проекта осенью текущего года также запланирован запуск единого федерального портала информационно-просветительской поддержки родителей.
 

Файлы и документы