pic

Екатерина АКИШИНА

директор Института художественного образования и культурологии РАО, доктор педагогических наук, кандидат искусствоведения

Уникальность Института художественного образования и культурологии среди других научно-исследовательских учреждений педагогического профиля в том, что мы основываемся на устойчивости традиций, фундаментальности научных школ и связи с историей страны.  

Наш институт – преемник открытой в 1929 году Опытной станции художественного воспитания Наркомпроса РСФСР, преобразованной впоследствии в Центральный Дом художественного воспитания детей, первым директором которого стал секретарь Анатолия Луначарского – Владимир Зельдович.

В глобальном смысле творчество и культура воодушевляют человека, раскрывают его потенциал, делают его значимым. В этой связи роль нашего института неоспорима. Современная педагогика сталкивается с новыми вызовами. Дети растут в условиях медийной экспансии, что, безусловно, не всегда позитивно сказывается на духовном развитии молодежи. 

Для преодоления и предупреждения проблем и кризисов в современном обществе и направлено художественно-эстетическое образование. 

Круг научных интересов института весьма широк. Мы проводим фундаментальные междисциплинарные исследования: изучение влияния искусства на процессы социализации и адаптации детей, выявление и развитие художественной одаренности детей и подростков, обеспечение духовно-нравственного развития школьников средствами художественной культуры и многие другие. Научная деятельность института обогащает теорию и практику российского образования не только в области педагогики искусства, но и в сфере гуманитарных, культурологических, социологических наук. Наши проекты востребованы профессиональным сообществом и публикуются в российских и зарубежных научных изданиях. 

Заложенные на протяжении всей истории института подходы к эстетическому воспитанию и художественному образованию детей и молодежи актуальны и в наши дни. В институте работают выдающиеся теоретики педагогики искусства, создатели учебников и пособий. Наш коллектив постоянно развивается, приходят молодые инициативные и перспективные сотрудники. 

Благодаря сохранению традиций и активной деятельности всех сотрудников Институт художественного образования и культурологии объединяет научно-педагогическую общественность в области искусства. 

Гордость института – международная коллекция детского рисунка, которая насчитывает более двух тысяч работ. Это уникальная база для педагогических исследований художественных особенностей детей разных эпох – с 1897 года и по настоящее время.  


Ольга СТУКАЛОВА

главный научный сотрудник Института художественного образования и культурологии РАО, доктор педагогических наук

Специфика исследований Института художественного образования и культурологии РАО обусловлена многими причинами. Мы все чаще сталкиваемся с агрессией в обществе и даже в школах. Разумеется, это вызывает обеспокоенность, а научные исследования открывают новые возможности профилактики и преодоления этих явлений. 

Не секрет, что эффекты воздействия искусства на личность огромны. Оно влияет на развитие эмпатии, эмоционального интеллекта, рефлексии и вообще чувственной сферы. Искусство пробирается сквозь эгоизм, грубость и равнодушие к детским добрым чувствам. Помните, как у А.С. Пушкина: «И чувства добрые я лирой пробуждал»... Именно поэтому так важно средствами искусства воздействовать на личность, пробуждать в ней светлую сторону. 

Социальный эффект наших проектов кроется, прежде всего, в актуализации потенциала искусства. К сожалению, оно зачастую воспринимается лишь как средство развлечения и оказывается на периферийных позициях. Притом что еще со времен Платона считалось, что искусство развивает ту часть личности, которая помогает адаптироваться к жизни. Ведь понимая мир с эстетической точки зрения, человек не будет одиноким. 

Обществу нужно объяснить возможности искусства, в том числе через внедрение в практику результатов научных исследований. Убеждена, что даже если один ребенок от нашей работы получит поддержку, это будет уже большой эффект. 
 

Из перечня фундаментальных и прикладных исследований Института художественного образования и культурологии РАО

Формирование эффективных моделей и технологий коррекции девиантного поведения подростков в различных учреждениях с использованием художественного образования и культурологии

Сроки реализации: 2019–2021 гг. 

Цели: Более 50% правонарушений совершаются педагогически запущенными подростками, такие дети демонстрируют девиантное и делингвальное поведение. Необходимо создать условия для воспитания нравственно-правовой позиции, повысить интеллектуальный и культурный уровень социально запущенных подростков, сформировать гармонично развитую личность. При этом важно сделать акцент на потенциале искусства в педагогическом сопровождении детей с такими проявлениями. Целесообразно обобщить существующие практики, технологии и методики. Это позволит создать широкую базу данных о существующих моделях, технологиях, которые  могут быть унифицированы и представлены педагогическому сообществу. 

Целевая аудитория: Работники образовательных организаций, дети с девиантным поведением. 

Предполагаемые результаты: 
•    снижение уровня правонарушений за счет  формирования у подростка позитивного отношения к миру;
•    повышение мотивации к образованию и получению профессии;
•    подготовка типовых программ индивидуально-профилактических мероприятий по социализации подростков средствами искусства и  художественно-эстетических ценностей;
•    разработка программы повышения квалификации (переподготовки) для сотрудников, занятых педагогической коррекцией девиантного поведения подростков в различных учреждениях, с использованием художественного образования и культурологии.

 

Социализация детей, находящихся в трудных жизненных ситуациях, средствами искусства

Сроки реализации: 2019–2022 гг.

Цели: Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации требуют особого внимания. В эту группу часто входят и дети с ограниченными возможностями здоровья, инвалиды, сироты и т.д. Трудная жизненная ситуация, скорее, не педагогическое понятие, а философское. Проблемы этих детей многочисленны: от психологических травм и комплексов до трудностей в коммуникации.  Основная цель исследования – разработка концепции социализации детей, которая предполагает множество механизмов решения проблемы.

Целевая аудитория: Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, педагоги, работники сферы образования.

Предполагаемые результаты: 
•   концепция станет фундаментальной основой для разработки дидактического обеспечения разных образовательных программ и мероприятий;
•    будет спроектирован процесс преодоления детьми социальных, психологических, личностных проблем, освоения навыков позитивной коммуникации, готовности к самореализации в поликультурном информационном обществе.