pic

Иван КИРИЛЛОВ

заместитель директора Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования, кандидат психологических наук

Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования создан в 1960 году. Он стал первым в мире научно-исследовательским институтом в сфере дошкольного воспитания. Отсюда и направленность наших фундаментальных и прикладных исследований. Они посвящены непрерывности и преемственности детского образования, теории и практике психолого-педагогического и медико-социального сопровождения участников образовательного процесса. Сотрудники института проводят психолого-педагогическое консультирование населения, формируют научно-методические основы семейного и общественного воспитания. 

В этом году институт отмечает 60-летний юбилей. Перед нами стоят масштабные задачи. В ближайших планах – продолжить исследования, посвященные вопросам дошкольного образования, в том числе образованию детей в возрасте до трех лет и профилактике агрессивного поведения детей.

Из перечня фундаментальных и прикладных исследований Института изучения детства, семьи и воспитания РАО

Реализация результатов психолого-педагогического исследования проявлений агрессивного поведения у детей дошкольного и младшего школьного возраста

Сроки реализации: 2018-2021 гг.

Цель: В последнее время в России участились случаи проявления агрессии у детей и подростков. Действенная профилактика должна начинаться не в подростковом возрасте, а раньше – в детском саду и начальной школе. Необходимо создать концепцию комплексной профилактики проявлений агрессивного поведения в образовательной среде, которая отвечала бы современным социальным вызовам, а также разработать новую модель деятельности психологической службы. 

Целевая группа: Дети дошкольного и младшего школьного возраста, их родители, педагоги, воспитатели, представители региональных органов исполнительной власти.

Предполагаемые результаты:
Анализ ситуации показал, что необходимо прежде всего обратить внимание на семью. Средства профилактики должны разрабатываться не только для педагогов и психологов, но и для родителей. Важно информировать их о том, что может быть предпосылкой агрессивного поведения у ребенка. Уже разработаны сценарии мероприятий и с педагогами, и с родителями, предложены методы диагностики, благодаря которым можно понять модели поведения детей. В 2020 году исследовательская работа охватит содержание деятельности психологической службы. Отдельно будет проработан вопрос о школьных психологических службах, а также форматах включения их в процесс профилактики агрессивного поведения. 

 

Анализ и систематизация научных подходов и существующей практики дошкольного образования детей младенческого и раннего возраста (от 2 месяцев до 3 лет) с дальнейшим проектированием образовательных программ и психолого-педагогическими основаниями оснащения дошкольных образовательных организаций материалами и оборудованием для реализации образовательных программ дошкольного образования

Сроки реализации: 2019-2021 гг.

Цель: Одна из мер поддержки семей в национальных проектах «Образование» и «Демография» – создание новых мест в дошкольных организациях для детей в возрасте до трех лет. В России практически нет кадров, работающих с детьми младенческого и раннего возраста. В этой области мало разработок. Здесь возможно опираться только на исследования, которые проводились до 1990-х годов. Основная задача – всесторонне проанализировать отечественный и зарубежный опыт. Кроме того, в рамках исследования будет затронут вопрос оснащения групп для детей до трех лет. Для них необходимо создавать особую предметно-пространственную среду. 

Целевая группа: Дети младенческого и раннего возраста, их родители, воспитатели детских садов. 

Предполагаемые результаты:
В 2019 году институт подготовил рабочие материалы, рекомендации по разработке основных образовательных программ дошкольного образования, а также по требованиям к предметно-пространственной развивающей образовательной среде детского сада для детей младенческого и раннего возраста. В течение 2020 года эти наработки будут апробированы и направлены в детские сады. 

 

Система психолого-педагогического обеспечения образовательного процесса в дошкольном детстве

Срок реализации: 2017–2020 гг. 

Цель: В исследовании рассматриваются вопросы, связанные с разными направлениями и областями дошкольного образования, в частности с развитием речи и речевого творчества детей, их ознакомлением с художественной литературой, экологическим воспитанием, финансовой грамотностью. Главная цель – создать систему непрерывного математического, естественно-научного и инженерно-технического образования, в которой дошкольное образование закладывает основу для дальнейшего успешного обучения детей.

Целевая группа: Работники образовательных организаций, представители региональных органов власти. 

Предполагаемые результаты:
Будет разработана единая концепция, касающаяся математического, естественно-научного, инженерно-технического, экологического образования дошкольников, изучены лучшие отечественные и мировые практики.