pic

Татьяна Александровна ЧАЛЬЦЕВА

ректор Курского института развития образования

Курский институт повышения квалификации кадров народного образования создан одним из первых в стране – в 1934 году.

За 85 лет он не раз менял название. Это было обусловлено потребностями общества, запросами государства, развитием педагогической науки и связано с появлением и становлением системы непрерывного профессионального образования учителей в Курской области.

Сегодня Курский институт развития образования – это образовательный центр региона, который только по госзаданию реализует более 150 адресных дополнительных профессиональных программ повышения квалификации и 3 программы профессиональной переподготовки для специалистов отрасли образования. Ежегодно их осваивают около 10 тысяч педагогов. 

Спектр программ чрезвычайно широк и соответствует наиболее актуальным проблемам, с которыми сталкиваются учителя. 

В последнее время значительное место занимает методическая подготовка к созданию и развитию цифровой образовательной среды, использованию информационно-коммуникационных технологий.
  
Инновации и новые технологии

Взаимодействие с региональными учебно-методическими объединениями (РУМО) в системе общего и среднего профессионального образования – один из ведущих механизмов определения современного содержания повышения квалификации. На базе Института успешно функционируют 20 предметных отделений РУМО в системе общего образования, а также школы «Эффективный учитель», «Молодой учитель», Клуб победителей конкурсов профессионального мастерства «Чудеса курского края», ассоциация молодых педагогов, предметные ассоциации.

Мы активно включаемся в инновационную деятельность. Несколько лет в регионе работает проект «Воспитание будущего профессионала как важный ресурс развития экономики региона», который одобрен в 2017 году Российской академией образования в ходе выездного заседания Президиума РАО. В рамках проекта в организациях общего и профессионального образования Курской области действуют 12 региональных инновационных площадок и ресурсных центров по профессиональному самоопределению обучающихся. Восемь из них получили статус инновационных площадок РАО.

Кроме того, Институт координирует региональные и федеральные профориентационные проекты «Прогнозирование кадровых потребностей в регионе», «Кадры будущего для регионов», «Билет в будущее» и др.
   
Приобрести опыт через стажировки

В Институте также развивается сеть региональных и муниципальных стажировочных площадок, созданных для реализации практической части дополнительных профессиональных программ. Сеть представлена 155 лучшими образовательными организациями региона, где все участники – равноправные партнеры. Цели стажировки – формирование и закрепление знаний на практике, изучение опыта лучших учителей, приобретение профессиональных и организаторских навыков. 

Институт работает не только с педагогами, но и с родительской общественностью. Подготовлена новая образовательная программа «Формирование культуры семейной жизни и ответственного родительства», которая внедряется во всех образовательных организациях региона.

В 2019 году на базе Института также открылся Региональный центр финансовой грамотности населения. 

Перспективные предложения

Для восполнения компетентностных и знаниевых пробелов у педагогов мы предлагаем следующие направления в работе: 

  • Отражение в дополнительных профессиональных программах повышения квалификации проблем гуманитарного, естественно-научного и экономического образования, нового для отечественной педагогической практики конвергентного обучения, формирования гибких компетенций у педагогов. 
  • Чрезвычайно важно учитывать результаты образовательной деятельности. Педагоги должны ориентироваться в способах формирования систем оценки качества образования, использовании результатов оценочных процедур, путях реализации компетентностного подхода в организации самостоятельной работы обучающихся и т.д. 
  • Научно-методическое сопровождение инновационной деятельности образовательных организаций. В рамках этого блока осваиваются различные способы тьюторской деятельности, формирования проектных  команд, реализации потенциала образовательной организации для развития села, города, региона, применения технологий.
  • Ключевые компетенции, развитие функциональной грамотности педагогов и обучающихся.  Во многом остается неудовлетворенным запрос на образовательные программы, направленные на развитие коммуникативных компетенций, языковой и правовой подготовки педагогов, на повышение уровня финансовой грамотности, запрос, связанный с психолого-педагогическими проблемами, а также проблемами комплексной безопасности в образовательном процессе и т.п. 
  • В области цифровых технологий и онлайн-обучения высок спрос на ДПП ПК для специалистов по информационно-телекоммуникационным системам, по технологиям обеспечения интеллектуальных систем управления образовательными организациями. Для всех педагогов важным остается овладение алгоритмами применения облачных сервисов в образовательной деятельности, проектирования интерактивных моделей для онлайн-обучения в системах общего и дополнительного образования, создание современной безопасной информационной среды, использование моделей и технологий интеграции онлайн-курсов.   

Задел на будущее

Для оценивания степени профессионального мастерства потребуется создание единой системы, консолидирующей данные о профессиональных дефицитах педагогических работников, выявляемых как во время аттестации, так и в ходе оценочных процедур по добровольной сертификации профессионального уровня. Для решения этой задачи в регионе в 2021 году появится центр оценки профессионального мастерства и квалификаций педагогов. Это позволит совершенствовать персонифицированный подход к повышению квалификации педагогических работников.

Кроме этого, в 2020 году в Институте планируется введение публичной презентации уровня достигнутых компетенций. Соискатель будет допускаться к ней после оговоренного правилами периода работы после освоения ДПП ПК. За это время он должен апробировать полученные знания на практике. Также ему могут помогать педагог-тьютор или наставник.