pic

Игорь Анатольевич МИХЕЕВ

директор Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и детского отдыха Минпросвещения России

Федеральный проект «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» направлен на выполнение задачи, поставленной Президентом Российской Федерации В.В. Путиным, по воспитанию гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей нашей страны и наших народов. 

В первую очередь мы говорим о внедрении целевой модели региональной системы дополнительного образования. 

Достижение поставленных задач планируется путем:

  • увеличения охвата детей доступным и качественным дополнительным образованием;
     
  • обновления содержания и методов дополнительного образования детей;
     
  • развития кадрового потенциала и модернизации инфраструктуры системы дополнительного образования детей.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» численность детей в возрасте от 5 до 18 лет в 2020 году должна была возрасти до 75%. На основании данных федерального статистического наблюдения, в 2018 году общее число детей в возрасте от 5 до 18 лет составило более 16,4 млн человек. 

Приказом Минпросвещения России от 3 сентября 2019 г. № 467 утверждена целевая модель развития региональных систем дополнительного образования, которой отведена важная роль в обновлении содержания и методов обучения, повышении доступности качественного дополнительного образования детей.

Внедрение целевой модели подразумевает:

  • создание и обеспечение деятельности регионального модельного центра (далее – РМЦ);
     
  • формирование современной системы сопровождения, развития и совершенствования профессионального мастерства педагогических и управленческих кадров сферы дополнительного образования, а также специалистов-практиков из реального сектора экономики и из других сфер, студентов и аспирантов, не имеющих педагогического образования, в целях их привлечения к реализации дополнительных общеобразовательных программ;
     
  • проведение инвентаризации инфраструктурных, материально-технических ресурсов образовательных организаций и анализа кадрового потенциала для повышения эффективности системы дополнительного образования региона;
     
  • реализация дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме, то есть вовлечение в их реализацию образовательных организаций всех типов, в том числе профессиональных организаций среднего и высшего образования, научных, организаций спорта, культуры, общественных организаций и предприятий реального сектора экономики;
     
  • выравнивание доступности предоставления дополнительного образования детей с учетом региональных особенностей, соответствующего запросам, уровню подготовки и способностям детей с различными образовательными потребностями и возможностями (в том числе одаренных детей, детей из сельской местности и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации);
     
  • внедрение общедоступного навигатора по дополнительным общеобразовательным программам;
     
  • внедрение модели персонифицированного финансирования и персонифицированного учета детей, посещающих организации дополнительного образования.

На отдельных мероприятиях целевой модели остановлюсь подробнее.

РМЦ как ядро региональной системы дополнительного образования детей выполняют функции ресурсного, учебно-методического, организационного, экспертно-консультационного и социокультурного центра в региональной системе дополнительного образования детей.

РМЦ обеспечивают согласованное развитие дополнительных общеразвивающих программ для детей различной направленности (технической, естественно-научной, художественной, социально-педагогической, туристско-краеведческой, физкультурно-спортивной).

Именно РМЦ должны стать проводниками всех изменений в системе дополнительного образования, реализуемых в рамках федерального проекта, на основе проектного подхода составить основу управленческой системы дополнительного образования в регионах.

В 2017–2019 годах РМЦ созданы в 42 субъектах Российской Федерации, в 2020–2021 годах начнут функционировать еще в 26, а к 2024 году – во всех субъектах Российской Федерации.

Обеспечивая доступность дополнительного образования для детей с различными образовательными потребностями и возможностями, мы особое внимание уделяем одаренным детям.

В рамках федерального проекта субсидии на создание региональных центров выявления, поддержки и развития способностей и талантов детей (далее – Центр) в общем объеме 3,32 млрд рублей в 2019 году получили 16 субъектов Российской Федерации. 

Нами направлены в регионы методические рекомендации по созданию Центров, разработанные совместно с Образовательным Фондом «Талант и успех» (письмо ИП-529/06 от 21 мая 2019 г.), которые не ставят субъекты в жесткие рамки, а позволяют выстраивать работу Центра с учетом специфики и приоритетов развития, определенных в регионе.

Наше пристальное внимание направлено на содержание программ, реализующихся в региональных центрах по трем направлениям (наука, спорт, искусство).

Образовательная инфраструктура (обязательное наличие кампуса), кадровый состав Центра выявления и поддержки одаренных детей должны позволять реализовывать с детьми из всех муниципальных образований региона как краткосрочные (14–24 дня) смен, так и образовательные программы, в том числе в дистанционном режиме, по трем направлениям: наука, спорт и искусство. 

Во главе угла в целевой модели поставлена образовательная программа. Под программу готовим кадры и обновляем инфраструктуру учреждения. Это позволит создать условия для качественного и доступного дополнительного образования детей.

Продолжается реализация проекта по созданию условий в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, для занятий физической культурой и спортом. Начиная с 2019 года данное направление деятельности реализуется в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование». 

В 2019 году Минпросвещения России предоставлены субсидии 83 субъектам Российской Федерации в объеме 1 455 млн рублей. С 2020 года субъекты Российской Федерации средства субсидии могут расходовать на создание условий для занятия физической культурой и спортом в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах. В настоящее время по предварительным заявкам 11 субъектов Российской Федерации выразили готовность перейти на реализацию проекта в общеобразовательных организациях, расположенных в малых городах (с населением до 50 тыс. человек).

Современное вариативное и востребованное дополнительное образование детей обеспечивается путем формирования управленческих и организационно-экономических механизмов в системе дополнительного образования. Одним из них является персонифицированное финансирование и персонифицированный учет детей, посещающих организации дополнительного образования (далее – ПФДО).

В рамках реализации модели ПФДО меняется способ распределения средств на финансирование дополнительного образования детей. Дети получают бесплатное дополнительное образование, используя сертификат. 

За период внедрения системы ПФДО выдано в общей сложности более 1,3 млн сертификатов на получение бесплатного образования по дополнительным общеобразовательным программам, при этом с помощью сертификата персонифицированного финансирования более 8,3 тыс. детей получают услуги по дополнительным общеобразовательным программам в негосударственных организациях.

Однако дети и их родители в большинстве случаев выбирают образовательные программы, реализуемые в государственных и муниципальных организациях дополнительного образования.

Обращаю внимание субъектов Российской Федерации на то, что бюджетные средства, предусмотренные на обеспечение организации дополнительного образования детей, следует реализовывать как в рамках системы ПФДО, так и в рамках государственного (муниципального) задания, что также должно обеспечивать детям возможность бесплатного обучения (за счет бюджетных средств) по нескольким дополнительным общеобразовательным программам.

В заключение хочу подчеркнуть, что сегодня мы подошли к серьезному рубежу в дополнительном образовании детей, когда дальнейшее увеличение охвата может быть достигнуто только за счет консолидации усилий всех участников системы дополнительного образования, повышения качества дополнительного образования и совершенствования профессионального мастерства педагогов, работающих с детьми.

Необходимо, чтобы для нас на первом месте стояла задача создания условий для проявления таланта и достижений каждого ребенка на пути к успеху!