pic

Людмила Николаевна НУГУМАНОВА

ректор ГАОУ ДПО «Институт развития образования Республики Татарстан», доктор педагогических наук

Мы часто говорим о том, что образование – консервативная сфера, но есть факторы, которые меняют наши представления о способах получения знаний и заставляют серьезно переосмыслить привычный подход к учебному процессу. Главный из них – развитие технологий. 

Стремительное технологическое развитие, безусловно, изменит и профессию учителя, вернее обяжет его в совершенстве владеть навыками, которые уже сегодня становятся все более востребованными. Быть модератором, разработчиком образовательных траекторий, тьютором, организатором проектного обучения – это только часть навыков из базового набора педагога будущего. Сюда же эксперты добавляют еще ряд важных компетенций: быть координатором образовательной онлайн-платформы, ментором стартапов, игромастером и игропедагогом и даже разработчиком инструментов обучения продуктивным состояниям сознания.

Осознавая масштаб этих перемен, становится очевидной трансформация системы дополнительного профессионального образования. 

Первым этапом трансформации должна стать процедура измерения степени владения педагогическим мастерством и соответствующими навыками. Иными словами, нужна система добровольной независимой оценки профессиональной квалификации, которая включает набор процедур, предусматривающих в том числе такие публичные действия, как проведение комплексного экзамена. Результаты экзамена ни в коей мере не должны быть основанием для карательных мер. Здесь первична диагностическая функция. И как ее продолжение – определение индивидуальных образовательных маршрутов для дальнейшего совершенствования профессионального мастерства тех, кто прошел процедуру независимой оценки. 

В Татарстане перенастройка системы дополнительного профессионального образования осуществляется в рамках федерального проекта «Учитель будущего» национального проекта «Образование». 

Сегодня система ДПО в республике реализуется через персонифицированную модель повышения квалификации и представлена 20 образовательными организациями, которые предлагают работникам образования услуги дополнительного профессионального образования (повышения квалификации). 

При этом, несмотря на успешное функционирование образовательных организаций дополнительного профессионального образования, есть в сложившейся системе и ряд недостатков: 

  • Творческая свобода автора при разработке программ приводит к утрате их унификации. Это серьезно затрудняет поиск необходимых дополнительных профессиональных программ педагогическими работниками.
  • При разработке программ дополнительного профессионального образования делается акцент на наиболее востребованных или успешно реализованных программах, вследствие чего уменьшается полнота предоставления образовательных услуг. Все это приводит к невозможности удовлетворить в полном объеме профессиональные запросы и потребности, ликвидировать профессиональные дефициты.
  • Хотя частью программ являются дистанционные модули, но лишь незначительная часть предлагаемых программ предоставляется в форме дистанционного образования (электронные курсы), а педагогические работники удаленных от центров ДПО населенных пунктов оказываются в неравноправном положении в части стоимости получения образовательных услуг (дорога, проживание, питание и др.).
  • Отсутствие профессиональной внешней экспертизы (от коллег системы дополнительного профессионального образования) в части соответствия данных программ профессиональным стандартам и другим нормативным требованиям. 

Наконец, такой важный момент. Несмотря на обязательное размещение на образовательных сайтах образовательных организаций дополнительного профессионального образования дополнительных профессиональных программ, предлагаемые образовательные услуги недостаточно прозрачны содержательно: в своем личном кабинете при выборе программы педагог видит тему курсов согласно должности, предмету, квалификационной категории; период обучения; наличие свободных мест в группе; обучающую организацию; куратора; место проведения курсовых мероприятий, в то время как содержательная часть программы от потенциального потребителя скрыта. Программа выбирается лишь по названию и срокам реализации.

Как в связи с этим меняется жизнь нашего Института? 

Институт развития образования Республики Татарстан уже сегодня активно встраивается в федеральную государственную информационную систему единого портала государственных и муниципальных услуг (функций), которая получила название «Госвеб», является региональным оператором портала цифровой среды дополнительного профессионального образования, а сотрудники – федеральными экспертами портала. Программы дополнительного профессионального образования Института включены в пилотный проект Департамента развития педагогических кадров и контроля управления ресурсами Минпросвещения России «Отбор лучших электронных образовательных ресурсов для организации обучения по программам дополнительного профессионального образования».

Мы также постоянно проводим мониторинг профессиональных запросов и дефицитов работников образования республики, обеспечиваем сетевое взаимодействие организаций-партнеров на электронной площадке, чтобы аккумулировать потенциал образовательных организаций, участвующих в профессиональном развитии педагога, и привлекать к работе с учителями ведущих специалистов в области образования как Республики Татарстан, так и Российской Федерации.

В помощь педагогам, желающим не только изучить и освоить, но и начать применять на практике передовой опыт, мы создали банк программ и виртуальных стажировок. Мы также широко применяем дистанционные образовательные технологии, что позволяет обеспечить мобильность контента, доступность и персонификацию профессионального развития работников образования Республики Татарстан.

Цель такой цифровой трансформации образовательного процесса – максимально полное использование возможностей цифровых технологий, направленных на повышение профессионального мастерства педагогических работников, соответствующих государственным приоритетам в этой области и уже закрепленных в нормативных документах всех этапов решения поставленных задач.