pic

Сергей ЛЕВУШКИН

директор Института возрастной физиологии Российской академии образования, доктор биологических наук, профессор

Закономерности и особенности развития детей, влияние учебной и физической нагрузки на их здоровье, развитие их мозга на разных возрастных этапах – эти темы интересуют не только ученых. Причины и следствия этих процессов важно понимать и учителям, и родителям, и тем, от кого зависит принятие решений в системе образования для повышения его качества и эффективности. Важно это и для разработки новых подходов и технологий обучения.

Технический прогресс существенно влияет на поведение человека, его приспособление к окружающему миру и познавательную деятельность. Поэтому исследования института проводятся с учетом современных тенденций глобального развития, включая интенсивное внедрение новых технологий.

Я бы выделил пять основных направлений научной деятельности нашего института, единственного в мире научного учреждения, которое занимается изучением закономерности и особенности развития детей.

Мы активно занимаемся разработкой теории развития детского организма, на основе которой можно определить меры борьбы с современными факторами риска для здоровья детей. На практике это означает создание средств и методов профилактики гипокинезии, метаболического синдрома.

Мы также изучаем типологии развития человека для построения индивидуальной траектории познавательного и физического развития, что позволит осуществлять их персонализированный мониторинг и коррекцию.

Среди важных направлений – исследование приспособления организма к учебной и физической нагрузке, чтобы получить измеряемые критерии адаптации и ее расстройства, методы их оценки.

В фокусе исследований – взаимодействие генов между собой и с окружающей средой, роль этих процессов в развитии познавательных и физических качеств. Результаты этой работы позволят усовершенствовать педагогические технологии.

Кроме того, мы изучаем фундаментальные основы развития познавательной деятельности ребенка, что напрямую сопряжено с основами построения педагогического процесса.


Марьяна БЕЗРУКИХ

главный научный сотрудник Института возрастной физиологии Российской академии образования, академик РАО, доктор биологических наук, профессор, лауреат премии Президента Российской Федерации в области образования

Исследование «Психофизическое и физиолого-гигиеническое исследование влияния компьютерных технологий обучения в учебном процессе на разных этапах возрастного развития» было инициировано Министерством просвещения Российской Федерации. 
 
На первом этапе проекта мы изучали, как компьютерные технологии используются в учебном процессе в российских школах. На следующих этапах мы проанализируем, как тестовые модели использования компьютерных технологий влияют на функциональное состояние детей разного возраста. 
 

Из перечня исследований Института возрастной физиологии РАО

Психофизиологическое и физиолого-гигиеническое исследование влияния компьютерных технологий обучения в учебном процессе на разных этапах возрастного развития

Срок реализации: 2019–2025 гг.

Цель: Использование компьютеров в обучении не только открывает дополнительные возможности для улучшения образования, повышения его эффективности, но и может быть стрессом для детского организма. В России практически не изучено влияние цифровых технологий на состояние и развитие детей разного возраста, не определены и варианты использования электронных устройств в учебном процессе. 

Целевая группа: В 2019 году в исследовании приняли участие учащиеся 2-х, 4-х, 5-х, 7-х, 10-х классов, родители, администрация, педагоги и медицинские работники образовательных учреждений из десяти регионов Российской Федерации: Архангельской,  Калининградской, Московской,  Новосибирской, Оренбургской, Пензенской, Свердловской областей, Краснодарского, Ставропольского и Хабаровского краев. Всего было задействовано 80 образовательных организаций, около 10 тысяч детей и подростков, 10 тысяч родителей и около 400–500 педагогов.

Некоторые результаты (2019 год): 
По итогам исследования в 2019 году отмечается, что школы хорошо оснащены компьютерами/ноутбуками. Кроме того, независимо от специализации школы и ее расположения более 72% учителей положительно оценивают применение информационно-коммуникационных технологий в обучении. Оно способствует личностному развитию, формирует навыки самоконтроля, планирования, расширяет кругозор и социальные возможности.  

При этом общая компьютерная нагрузка (как при использовании компьютера для образовательных целей, так и для развлечения и общения) за день у одного старшеклассника в среднем составляет более четырех часов. 

Эмоциональная привязанность к электронным устройствам (11–13% учащихся) приводит к тому, что дети начинают нервничать, раздражаться, если не могут ими пользоваться; при их использовании не ограничивают себя во времени, в том числе во время приема пищи, и предпочитают общение с устройствами живому общению с близкими и друзьями.

Подготовка предложений по рациональной организации учебного процесса в начальной, основной и старшей школах

Срок реализации: 2019–2021 гг. 

Цель: Более 20 лет наблюдается ухудшение состояния здоровья российских детей и подростков. Это подтверждается не только статистикой, но и результатами выборочных научных исследований. На здоровье школьников негативно влияют условия обучения, интенсивность и нерациональная организация учебного процесса, низкая двигательная активность детей, несоответствие методик обучения их возрастным возможностям и многое другое. В связи с этим проводится исследование учебной нагрузки, дневного и недельного режима учащихся в начальной, основной и старшей школе в разных регионах России. 

Целевая группа: В исследовании принимают участие учащиеся 2-х, 4-х, 5-х, 7-х, 10-х классов, родители, администрация, педагоги и медицинские работники образовательных организаций из шести регионов: Калининградской, Новосибирской, Пензенской, Московской областей, Краснодарского и Хабаровского краев.

Предполагаемые результаты: 
•    Проведение исследования позволит выявить существующие проблемы, а также разработать научно-методические материалы по организации учебного процесса в начальной, основной и старшей школах. Задача таких материалов – обеспечить безопасные условия для обучения и воспитания детей на разных этапах возрастного развития.

•    Полученные результаты могут быть использованы для профилактики и коррекции неблагоприятных изменений функционального состояния детей в процессе обучения, в том числе при использовании компьютерных технологий, а также для повышения стрессоустойчивости и работоспособности учащихся. Кроме того, они лягут в основу методических рекомендаций, информационно-методических писем для системы образования, семинаров и конференций, а также программ подготовки и повышения квалификации педагогов.