pic

Виктор Стефанович БАСЮК

заместитель Министра просвещения Российской Федерации

«Учитель будущего». Даже в названии этого федерального проекта нацпроекта «Образование» просматривается его главная цель – развитие  профессиональных компетенций педагогов, создание действенной системы стимулирования и профессионального роста руководящих и педагогических работников системы образования.

Развитие технологий запускает серьезные перемены в системе образования. Требования к подготовке педагогических кадров возрастают, определяя новые ориентиры для системы дополнительного профессионального образования (ДПО). Нужны большая мобильность, гибкость для того, чтобы учесть индивидуальные запросы современного учителя. А чтобы определить потребность в развитии и обучении, нужна регулярная оценка результатов, которая в сфере образования определяется через ведомственную оценку – систему аттестации. 

Выявленные в рамках аттестационных процедур дефициты или затруднения будут восполняться через разработку индивидуальных программ повышения квалификации или индивидуальных профессиональных маршрутов. Все эти меры должны работать на учителя, чтобы повысить его профессиональный уровень, а следовательно, и качество результатов его профессиональной деятельности через результаты его учеников.

Вместе с тем продвижение в собственном развитии зависит от мотивации самого учителя. И тут мы должны способствовать созданию мотивирующей среды, условий для его профессионального и карьерного роста. Важно, чтобы учитель понимал, что диагностика его профессиональной деятельности  выявляет векторы профессионального роста для него самого.  

Именно на эти приращения в профессиональном развитии учителя направлены предложения по созданию единой модели повышения квалификации педагогов.

Такая программа повышения квалификации будет состоять из нескольких  направлений:

  • повышение уровня знаний по преподаваемому предмету;
  • совершенствование методических компетенций педагогов в части педагогических технологий, форм и методов организации учебной деятельности;
  • совершенствование психолого-педагогических компетенций (возрастная и педагогическая физиология, возрастная психология, психология личности, педагогическая психология);
  • совершенствование профессиональных компетенций в части воспитательной работы;
  • совершенствование профессиональных навыков и компетенций (проведение стажировок на базе аккредитованных стажировочных площадок).

Все эти направления взаимосвязаны, и эффективность может быть достигнута только в комплексе.

Мы сегодня говорим об изменении акцентов в системе дополнительного профессионального образования. Не учитель для системы ДПО, а система ДПО для учителя. Он в центре внимания и главное действующее лицо.

В этой связи создание федерального электронного портала ДПО – важный элемент не только в развитии цифровой образовательной среды, но и переформатировании самой системы ДПО.

Единый федеральный электронный портал ДПО, который будет запущен уже в январе 2020 года, позволит:

  • объединить образовательные возможности участников системы ДПО;
  • унифицировать подходы к разработке и профессионально-общественной экспертизе программ ДПО;
  • проводить профессионально-общественную экспертизу программ ДПО и размещать их в Федеральном реестре образовательных программ ДПО; 
  • координировать деятельность образовательных организаций ДПО субъектов Российской Федерации.

А разработанная и включенная в Федеральный реестр образовательных программ ДПО программа, выстроенная в соответствии с предлагаемой единой моделью повышения квалификации педагогов, будет представлять собой программу со знаком качества.

Федеральные эксперты, которые будут оценивать разработанные программы и модули программ, не только пройдут очень серьезный отбор для получения соответствующего статуса, но и уже являются признанными профессионалами системы общего образования.

Для проведения профессионально-общественной экспертизы программ ДПО федеральных экспертов выберут из Реестра федеральных экспертов через автоматизированное распределение, то есть их выборка будет случайной. При этом программа ДПО субъекта Российской Федерации не попадет федеральным экспертам из этого же региона.

Экспертиза обеспечит единые подходы к разработке структуры и оценке качества программы ДПО.

По результатам профессионально-общественной экспертизы на едином федеральном электронном портале ДПО будет сформирован федеральный реестр образовательных программ ДПО и реализующих их организаций. Это позволит использовать эти программы для формирования индивидуального образовательного маршрута педагогических работников.

Роль системы дополнительного профессионального образования меняется, и это не что иное, как создание для учителя условий непрерывного профессионального развития. Поэтому система ДПО должна реагировать на постоянные изменения в системе общего образования, обеспечивая педагога новыми профессиональными компетенциями, а также решать задачи непрерывного интеллектуального, духовно-нравственного и профессионального развития педагога, формирования его гражданственности и культуры.