pic

Марина Николаевна РАКОВА

заместитель Министра просвещения Российской Федерации, администратор нацпроекта «Образование»

В первый год реализации национального проекта «Образование» в регионах на базе школ, расположенных в сельской местности и малых городах, создано 2049 центров образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» в 50 регионах. К 2024 году их будет не менее 16 000 в 85 регионах. В первой половине дня в центрах проходят уроки «Технология», «Информатика», «ОБЖ» на новом учебном оборудовании. А после уроков дети посещают занятия цифрового, естественно-научного, технического и гуманитарного профилей, а также учатся играть в шахматы или создавать собственный медиапродукт. В центрах «Точка роста» школьники приобретают навыки работать в командах, готовятся к участию в региональных и федеральных конкурсах, форумах, слетах. Доступность качественного образования для детей из самых удаленных уголков страны и развитие школ на селе – основные задачи центров «Точка роста».

Во всех составных частях нацпроекта существует триединство задач. Во-первых, это инфраструктура. И государство здесь дало огромные возможности для обновления материально-технической базы. «Точки роста», например, были созданы в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование», на осуществление которого в 2019 году из федерального бюджета выделено 3 млрд 80 млн руб. И теперь сельские школьники могут осваивать разработку и управление квадрокоптерами, работать над созданием новых миров в виртуальной реальности и многим другим. 

Во-вторых, важно содержание образовательных программ. Фонд новых форм развития образования, являясь оператором проекта, дал базовое содержание.

И в-третьих, конечно же, подготовка кадров. Здесь тоже проведена огромная работа.

Когда мы создаем новые образовательные проекты, мы крайне трепетно относимся к тем преподавателям, которые включились в этот проект, потому что их очень много. Такого еще не было, чтобы сразу, в один год, мы запускали проекты, направленные на создание новых институций более чем в двух тысячах школ. Это большая команда, большая работа в первую очередь педагогов. У нас до этого не было аддитивных технологий, не было виртуальной реальности. Это новый мир, в который дети должны войти и чувствовать там себя комфортно, уметь использовать эти технологии.

Летом этого года учителя сельских школ осваивали современные технологии обучения и воспитания на базе детских технопарков «Кванториум». Более двух с половиной тысяч педагогов прошли переподготовку во время 46 образовательных сессий в 21 субъекте Российской Федерации. Одиннадцать тысяч сельских педагогов в онлайн-режиме изучили гибкие компетенции soft skills, проектное управление, методы генерации идей. Фокус образовательных программ был направлен на приобретение hard skills – навыков работы с современным оборудованием. 

Но на этом ведомственный проектный офис не останавливается, регулярно проводятся вебинары, недавно прошли курсы повышения квалификации преподавателей ОБЖ. Занятия были проведены на базе учебных центров МЧС и школ, расположенных в Московской области, Санкт-Петербурге, Хабаровске, Омске, Тюмени, Самаре, Махачкале, Грозном, Воронеже, Уфе, Астрахани, Краснодаре и Нижнем Новгороде. Как отмечают эксперты, программа стала первым реализованным в нашей стране масштабным проектом сетевого межведомственного взаимодействия с участием образовательных организаций, а также Минздрава, МЧС, ГИБДД и ОМОНа. Для того чтобы вооружить детей знаниями о собственной безопасности во всех сферах, без такого сотрудничества не обойтись.

Радует тот факт, что уже в начале реализации нацпроекта был сделан акцент на взаимодействии и взаимоподдержке всех его сущностей. Так, учителей по технологии учили на базе сети детских технопарков «Кванториум», педагогов по информатике – на базе центров «IT-куб» и других площадок цифрового образования для детей. Возможно, центры «Точка роста» тоже в ближайшем будущем станут площадками для обмена опытом и по школьным образовательным программам, и по дополнительному образованию. Этот проект пользуется огромной популярностью как у детей, так и у взрослых, поэтому он становится своеобразной точкой притяжения.

Изначально были опасения, что педагогам центров «Точка роста» будет не интересно учиться, но, к счастью, они не оправдались. Привитие ценности саморазвития на протяжении всей жизни – это основная задача нацпроекта. Поэтому Минпросвещения России создает максимально комфортные условия для того, чтобы и дети, и учителя хотели и умели учиться. Все это содействует формированию новых компетенций у подрастающего поколения. У взрослых, кстати, тоже есть возможность освоить цифровые технологии или заняться творчеством: центры «Точка роста» позволят обучаться вместе с детьми, проводить мастер-классы, делиться своими знаниями.