pic

Татьяна Юрьевна СИНЮГИНА

заместитель Министра просвещения Российской Федерации

Дорогие друзья, читатели нашего электронного журнала «Вестник образования»!

В Российской Федерации, как и во всем мире, ценится качественное образование. И качественное образование должно быть доступно для всех категорий обучающихся.

Этот выпуск посвящен важной теме: образованию детей с особыми образовательными потребностями. Летний период – как раз то время, когда каждая образовательная организация может подготовиться к приему в свои стены такого ребенка.

Сегодня у нас в стране более 1,5 миллиона воспитанников и обучающихся с особыми образовательными потребностями. Для них в каждой образовательной организации – и в детских садах, и в школах, и в колледжах – должны быть созданы специальные условия получения образования, чтобы дети в полном объеме могли реализовать свое право на образование – в инклюзии или в коррекционной школе.

За счет средств государственной программы «Доступная среда» за 8 лет (2011–2018 годы реализации программы) доступными для обучения детей с особыми образовательными потребностями стали более 7 тысяч детских садов и почти 10 тысяч школ. 

Мы поддерживаем развитие инклюзивного образования, но считаем, что и традиционное для России специальное образование также должно развиваться.

Стратегия развития образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей с инвалидностью на период до 2030 года, которая будет утверждена уже в самое ближайшее время, ориентирована на обновление системы специального и инклюзивного образования на основе эффективного сочетания богатого отечественного и зарубежного опыта образования в этой сфере, достижений научных школ. И здесь наша цель – социальная компенсация нарушенного развития детей с ограниченными возможностями здоровья и актуализация их личностного потенциала.

Мы неоднократно обращали внимание регионов на недопустимость закрытия коррекционных школ.

С этого года в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» мы поддерживаем такие школы: предусмотрены мероприятия по обновлению инфраструктуры, а субсидия из федерального бюджета направлена в первую очередь на приобретение нового современного оборудования для предмета «Технология», коррекционных занятий  и дополнительного образования. 

Доступная здоровьесберегающая среда – не все, что требуется ребенку с особыми образовательными потребностями.

Для каждой категории детей с ограниченными возможностями здоровья  в федеральных государственных образовательных стандартах установлены требования к кадровым и материально-техническим условиям реализации адаптированных образовательных программ, вплоть до требований к учебному месту ребенка. 

Отдельный стандарт действует на уровне начальной школы, а специальные требования включены в стандарты основного общего и среднего общего образования. Для детей, которые участвовали в апробации программ для начальной школы, которые в этом году идут в 5-й класс, мы сейчас разрабатываем 14 адаптированных образовательных программ основного общего образования. Они предусматривают вариативность получаемого образования, пролонгацию сроков освоения программы и специальные требования.

Кроме того, для детей с интеллектуальными нарушениями действует отдельный стандарт на весь срок их обучения – до 13 лет. Такие ребята получают образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих ограничений здоровья. Учебный план для них включает в старших классах большой блок трудовой подготовки, а федеральным законодательством предусмотрено получение профессии по итогам профессионального обучения.

Как и раньше, большое внимание при обучении таких детей уделяется психолого-педагогической помощи. Сегодня такую помощь дети могут получить как в условиях школы или детского сада, где они обучаются, так и в условиях центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. Таких центров сегодня 457, они открыты в 80 субъектах Российской Федерации.

Психолого-педагогическая помощь начинается в самом раннем возрасте и продолжается весь период получения образования, включая профессиональную ориентацию и профессиональное образование.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в процессе обучения должно обеспечиваться квалифицированными специалистами, имеющими специальное дефектологическое образование или прошедшими переподготовку, повышение квалификации в соответствующей области.

Сейчас психолого-педагогическое сопровождение осуществляют более 100 тысяч специальных педагогов: психологов, логопедов, дефектологов. Но их не хватает – дефицит подготовки в прошедшем учебном году составил почти 11 тысяч человек. Мы стараемся решить сложившуюся ситуацию совместно с Министерством науки и высшего образования Российской Федерации.

Включение детей с особыми образовательными потребностями в дополнительное образование, безусловно, залог их успешной социализации.

В рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» предусмотрены мероприятия, направленные на создание условий для вовлечения детей с инвалидностью и ОВЗ в дополнительное образование. К 2024 году до 70% таких детей будет охвачено программами дополнительного образования, в том числе с использованием дистанционных технологий. 

В рамках федерального проекта «Молодые профессионалы» национального проекта «Образование», направленного на модернизацию профессионального образования, предусмотрена реализация мероприятий по ежегодному проведению национального чемпионата «Абилимпикс» и подготовке национальной сборной для участия в международных и национальных чемпионатах профессионального мастерства для людей с инвалидностью. 

20–23 ноября этого года в Москве состоится V Национальный чемпионат «Абилимпикс». Соревнования пройдут по 61 основной компетенции и 22 презентационным компетенциям. Мы ожидаем на чемпионате более 1800 конкурсантов, и это почти в 8 раз превышает численность участников в первый год проведения чемпионата.

Наша работа была бы неполной без помощи семьям, воспитывающим детей с инвалидностью. Сегодня у нас появился реальный механизм оказания методической, психолого-педагогической, консультационной помощи и обеспечения ее доступности семьям независимо от места проживания. Федеральным проектом «Поддержка семей, имеющих детей» национального проекта «Образование» предусмотрены гранты на оказание такой помощи.

Подводя итог, хочу отметить, что защите прав обучающихся с особыми образовательными потребностями на доступное качественное образование сегодня Министерство просвещения уделяет самое пристальное внимание. Но перед нами все еще стоят задачи, для решения которых необходимо участие не только органов образования, но и здравоохранения, и социальной защиты, и родителей таких детей.

Мы уверены, что общими усилиями мы сможем повысить качество получаемого детьми с особыми образовательными потребностями образования, что в свою очередь позволит повысить качество жизни в стране в целом.

Файлы и документы