pic

Жанна Витальевна САДОВНИКОВА

директор Департамента государственной политики в сфере общего образования Минпросвещения России

– Жанна Витальевна, тема дошкольного образования – одна из самых актуальных. Каждому родителю важно, чтобы в детском саду его ребенку было и хорошо, и интересно. Как меняется сегодня дошкольное образование? 

– Родители знают, что дошкольное образование признано уровнем общего образования. Это первый этап в образовательном маршруте ребенка, а получение дошкольного образования в детском саду может начинаться уже в возрасте двух месяцев.

Несмотря на то, что дошкольное образование не является обязательным, одна из важнейших задач, решаемых сегодня на государственном уровне, – обеспечение его доступности для каждого ребенка. В этом направлении проведена значительная работа как на федеральном, так и на региональном уровнях. Цифры тут говорят сами за себя. За последние годы из федерального бюджета на модернизацию региональных систем дошкольного образования выделен беспрецедентный объем средств на развитие сети детских садов: 130 млрд рублей – из федерального бюджета, 82,3 млрд рублей – из региональных бюджетов. Это позволило в целом решить задачу по обеспечению доступности дошкольного образования для детей от 3 до 7 лет. 

Вот последние данные по доступности детсадов: на 1 сентября текущего года для детей от 3 до 7 лет она составляет 99 процентов, а количество детей от 3 до 7 лет, не получивших место в детском саду на желаемую дату, составило почти 88 тысяч человек.

Не могу не отметить, что в отдельных регионах ситуация с обеспечением местами в детских садах остается острой. Но здесь ведется пристальная и постоянная работа. По поручению Правительства Российской Федерации Минпросвещения России и Минфин России совместно с органами исполнительной власти республик Бурятия, Дагестан, Ингушетия и Крым, а также Забайкальского края реализуется комплекс мер по достижению 100-процентной доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет.

Если говорить про доступность дошкольного образования для самых маленьких – детей от 2 месяцев до 3 лет, то на 1 сентября 2019 года она составила почти 78 процентов. Не обеспечены местом – 323,5 тысячи детей раннего возраста.

Кроме того, с 2018 года реализуется ведомственный проект по созданию в регионах не менее 90 тысяч дополнительных мест для детей этой возрастной группы с общим объемом финансирования 49 млрд рублей на 2018-2019 годы.

С 2019 года это направление деятельности продолжено в рамках нацпроекта «Демография», в том числе через реализацию мероприятий по созданию дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет, с объемом финансирования – 108,4 млрд рублей в 2019-2021 годах. Это позволит создать не менее 165 тысяч мест. Важно, что в негосударственном секторе дошкольного образования – частных образовательных организациях и у индивидуальных предпринимателей – будет создано 8 600 групп.

– В 2019 году при поддержке Минпросвещения России научные коллективы институтов Российской академии образования приступили к проведению фундаментальных и прикладных исследований. На что они направлены?

– В фокусе внимания функциональное, когнитивное, эмоциональное, физическое развитие и здоровье детей. Ведется работа по обеспечению инклюзивного дошкольного образования для детей с ОВЗ, в том числе подготовке и реализации адаптированных образовательных программ дошкольного образования.

Кроме того, систематизируются научные подходы к существующей практике дошкольного образования детей младенческого и раннего возраста (от 2 месяцев до 3-х лет), подготовке научно-обоснованных методических рекомендаций по оснащению групп детей раннего возраста материалами и оборудованием для реализации образовательной программы.

Мы также продолжаем совершенствовать механизмы повышения квалификации педагогических работников дошкольных образовательных организаций по языковой и социокультурной адаптации детей-билингвов и детей, для которых русский язык является неродным.

И еще несколько направлений в активной разработке: научно-обоснованные подходы к формированию основ ценностей здоровья и компетенций здорового образа жизни у дошколят с учетом их возрастных особенностей; концепция и механизмы внедрения в образовательную программу дошкольного образования базовых направлений естественнонаучного, инженерно-технического образования детей дошкольного возраста.

– С качеством школьного образования обычно связывают уровень подготовки выпускников. Что понимается под качественным дошкольным образованием?

– Обязательные требования, которым должно отвечать дошкольное образование, закреплены в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, который реализуется с 2014 года. Качество дошкольного образования – это прежде всего качество условий, созданных для сохранения здоровья детей, их всестороннего развития и безопасности.

По результатам ежегодного мониторинга в большинстве детских садов страны, – 97,37% – создана предметно-пространственная развивающая образовательная среда, соответствующая требованиям ФГОС дошкольного образования. А на федеральном уровне разработана примерная основная образовательная программа дошкольного образования (http://fgosreestr.ru/), с учетом которой детские сады готовят и реализуют свои образовательные программы. 

– По разным причинам не все дети посещают детский сад. Какую помощь оказывает государство родителям, чьи малыши получают дошкольное образование в семье?

– Государством поддерживаются различные формы получения дошкольного образования. И здесь одна из важнейших задач для Минпросвещения России и регионов – создание вариативных способов и средств достижения целей и ориентиров, заложенных в ФГОС дошкольного образования.

Родители, которые обеспечивают для детей дошкольного образования в семье, имеют право на получение бесплатной методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи, в том числе в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в этих организациях созданы соответствующие консультационные центры. 

По данным мониторинга Минпросвещения России, в стране сейчас функционирует почти 14 тысяч консультационных центров. Их услугами в 2018 году воспользовались 630 024 родителей, что на 171 155 человек больше, чем в 2017 году.

Консультационные центры оказывают помощь родителям по самым разным вопросам: обучение, воспитание детей, их речевое и интеллектуальное развитие; адаптация и социализация ребенка в детском коллективе; создание условий для закаливания и оздоровления детей; готовность к обучению в школе.

Начиная с 2017 года из федерального бюджета предусмотрены ассигнования в форме субсидий образовательным организациям, реализующим образовательные программы дошкольного образования, на проекты по созданию инфраструктуры консультационных центров. В 2017 году на эти цели было выделено 55,61 млн рублей, в 2018 году – 47,99 млн рублей, в 2019 году – 49,2 млн рублей.

Победителями конкурсного отбора в текущем году на предоставление из федерального бюджета грантов в форме субсидии стали 40 консультационных центров из 12 регионов: республик Адыгея, Алтай, Башкортостан, Татарстан, Тыва, Чувашской Республики, Краснодарского, Красноярского края, Нижегородской, Омской, Саратовской и Тамбовской областей.

С 2019 года задачи по оказанию комплексной психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей, которые получают дошкольное образование в семье, повышению психолого-педагогической компетентности родителей также решается в рамках федерального проекта «Поддержка семей, имеющих детей» нацпроекта «Образование». 

– СМИ много писали о том, что на помощь родителям придут сертифицированные няни. Как движется процесс?

– Сейчас Минпросвещения России, Минтруд России, Минэкономразвития России и Минфин России совместно с регионами работают над определением содержания услуги по присмотру и уходу за детьми и установлению требований к специалистам в этой сфере. Итогом работы должна стать разработка механизма сертификации услуг таких работников и утверждение профессионального стандарта «Няня (работник по присмотру и уходу за детьми)». Также должны быть установлены требования к содержанию и качеству профессиональной деятельности работников по уходу за детьми дошкольного возраста и детьми школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с инвалидностью.

Важно, что в 7 регионах – республиках Башкортостан и Бурятия, Белгородской, Вологодской, Ульяновской областях, Хабаровском крае и Ханты-Мансийском автономном округе – уже ведется апробация проекта «Профессиональные няни – детям!». Проект как раз направлен на организацию системы профобучения представителей региональных центров профессиональной подготовки и сертификации нянь, которые займутся подбором потенциальных нянь, сопровождением их обучения и добровольной сертификации. Также Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования уже разработал программу профессионального обучения нянь и осуществляет ее реализацию.

– А какие условия создаются на федеральном уровне для развития профессиональной компетентности работников дошкольного образования?

– Здесь как один из эффективных инструментов профессионального развития я бы выделила проведение Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России». Ежегодно он привлекает все большее количество участников. В ноябре этого года в Московской области состоится уже 10-й конкурс, продолжением которого станет Всероссийская конференция по вопросам дошкольного образования.