Сайт конкурса
pic

Наталья Александровна ЧЕРНОВА

победитель Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Учитель-дефектолог России – 2018», учитель-логопед, учитель-дефектолог детского сада № 40 комбинированного вида, г. Петропавловск-Камчатский

Я очень рада, что среди многочисленных конкурсов педагогического мастерства появилась полноценная номинация «Учитель-дефектолог». Это стало для нас, коррекционных педагогов, большим стимулом к тому, чтобы искать новые методы, приемы и технологии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Благодаря конкурсу я смогла встретиться с лучшими специалистами в этой области и поделиться опытом с коллегами. Ведь конкурс – это больше, чем соревнование. Это также площадка для обмена педагогическими идеями. 

Участие в конкурсе убедило меня в том, что современному специалисту недостаточно только работы с особенным ребенком – важно выстроить целую систему взаимодействия между ребенком, его семьей и остальным обществом. Адаптированные программы, специальные условия и методики для детей с ограниченными возможностями не будут приносить результата без позитивных отношений между людьми. Дефектолог в детском саду и школе – это стратег, помощник и проводник. В нем сейчас нуждаются все: и дети, которые не могут освоить образовательную программу без коррекционных подходов и специальных приемов обучения, и родители, и педагоги. Родителям необходима постоянная поддержка и практические советы в формировании у детей нужных навыков, умений и компетенций. А педагоги не могут обойтись без помощи дефектолога при реализации индивидуальных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями, которые нуждаются в особом подходе. 

Педагог-дефектолог может помочь всем субъектам образовательных отношений сделать шаг навстречу друг другу, если обладает соответствующими профессиональными знаниями и понимает особенности развития сложного ребенка и специфические проблемы его родителей. Конкурсы профессионального мастерства как раз дают ему уникальную возможность этими знаниями овладеть. 

Цели

Карьерный, профессиональный и личностный рост учителей-дефектологов, поддержка инновационных разработок и технологий в организации образовательного процесса обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью, утверждение приоритетов образования в обществе.

Задачи 

- стимулировать рост профессионального мастерства учителей-дефектологов; 

- выявить и распространить передовой педагогический опыт, связанный с коррекционно-развивающим сопровождением учащихся с ОВЗ и инвалидностью; 

- продемонстрировать возможности инновационных педагогических технологий и новых форм работы с учащимися с ОВЗ и инвалидностью; 

- повысить творческую активность специалистов в области дефектологии, создать условия для их личностной и профессиональной самореализации; 

- подстегнуть инновации, определить и поддержать дефектологов-новаторов в освоении современных программ, методик и технологий развития, обучения и воспитания учащихся с ОВЗ и инвалидностью. 

Участники

На победу в конкурсе претендуют учителя-дефектологи (учитель-логопед, сурдопедагог, олигофренопедагог, тифлопедагог) дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций, центров психолого-педагогической, социальной и медицинской помощи субъектов Российской Федерации, которые работают с учащимися с ОВЗ. 

Порядок проведения

Конкурс проводится в два этапа. На первом этапе (региональном) выдвигается лучший учитель-дефектолог (по одному от каждого субъекта РФ) для участия в федеральном этапе конкурса. Второй, федеральный, этап делится на две части – заочную, на которой оцениваются представленные участниками конкурсные материалы, и очную, или финал конкурса, на которой определяется победитель. 

Кандидаты на участие в федеральном этапе определяются по итогам регионального конкурса профессионального мастерства учителей-дефектологов либо без проведения конкурса, исходя из лучших показателей профессиональной деятельности педагога-дефектолога. Кандидатуры выдвигаются органами исполнительной власти субъектов в сфере образования. 

В заочной части федерального этапа жюри рассматривает и оценивает заявки и материалы, включающие методическое портфолио и эссе, и определяет 20 лауреатов, которые попадают в финал. 

Финалисты проходят конкурсные испытания:  учебное (коррекционное) занятие/урок с учащимся с ОВЗ и инвалидностью, мастер-класс с демонстрацией образовательных коррекционно-развивающих технологий, круглый стол с обсуждением вопросов и проблем, связанных с обучением детей с ОВЗ, повышением квалификации учителей-дефектологов, социализацией, диагностикой, реабилитацией детей с ОВЗ и инвалидностью. 

Победителем конкурса становится участник, набравший наибольшее количество баллов по итогам федерального этапа. 

Что оценивает жюри

В заочной части федерального этапа жюри оценивает методическое портфолио участников, эссе, раскрывающее их представления о перспективах развития профессии, понимание их миссии, их видение современных проблем в области дефектологии и путей их решения, а также творческую работу, показывающую творческие способности участников. 

В финале жюри определяет, насколько успешно участники справились с предусмотренными конкурсом испытаниями. 

Награды

Лауреаты, занявшие II и III места, награждаются дипломами победителей конкурса и ценными призами на торжественной церемонии закрытия. 

На церемонии награждения победителей Всероссийского конкурса «Учитель года – 2018» в Государственном кремлевском дворце победитель конкурса получает диплом победителя, ценный приз и памятную статуэтку. 

Методические материалы опубликованы в рубрике «Методический опыт».

Файлы и документы