Сайт конкурса
pic

Алихан Мавладиевич ДИНАЕВ

победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2018», учитель обществознания Математической школы имени Х.И. Ибрагимова, г. Грозный

Меня часто спрашивают, стоит ли педагогам участвовать в конкурсе «Учитель года России». Я всегда уверенно советую им попробовать свои силы, хотя и подчеркиваю, что это непросто. Конкурс стал для меня настоящей школой профессионального роста, причем это обучение шло на всех этапах, вплоть до финала. 

Если учитель ставит перед собой высокие цели, то его ждет интенсивная, напряженная подготовка, в ходе которой он за несколько недель или месяцев читает горы литературы и статей, просматривает десятки уроков, мастер-классов и семинаров учителей со всей страны, множество раз выступает сам и демонстрирует опытным специалистам свои уроки, методы и задумки.

Подготовка оказывается своеобразными курсами повышения квалификации, играя роль профессионального лифта, расширяя педагогический арсенал и кругозор участника. 

А непосредственно конкурс со всеми его многочисленными испытаниями дает уникальную возможность познакомиться с десятками новых и замечательных учителей из разных уголков большой России. И общение с каждым из них – это новый уникальный опыт, после которого понимаешь, что можешь сделать свои уроки интереснее, эффективнее. Это движение вперед в профессиональном плане. 

Участие требует огромного напряжения сил, затрат времени, иногда и денег. Но это стоит того, если вы хотите вырасти как профессионал в своем деле и как человек, получить шанс реализовать свои идеи, планы и амбиции и обменяться опытом с лучшими педагогами и специалистами в стране. 


Алла Александровна ВОЛКОВА

победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2015», учитель физики и информатики гимназии № 12, г. Липецк

К конкурсу «Учитель года» каждый приходит своей дорогой. Несколько лет я была участником группы поддержки конкурсантов из нашей гимназии, которые принимали участие в финале «Учителя года России». В традиции нашей гимназии – взаимопомощь коллег. За каждым учителем – целый коллектив единомышленников, любые проблемы и важные задачи у нас решают сообща. Если вчера ты помогал коллеге, то завтра он поможет тебе, а послезавтра вы оба войдете в группу поддержки очередного делегата на всероссийский конкурс. Так случилось и со мной. И в 2015 году я стала победителем Всероссийского конкурса «Учитель года России», вошла в «пятерку».

А дальше была работа. Работа учителя, классного руководителя, заместителя директора. Я балансирую между преподавательской, научно-исследовательской и административной деятельностью, понимая, что хотя это и очень сложно, но позволяет любую новую идею моментально испытать на практике, вовремя понять, в чем ее преимущества и недостатки. Именно так необходимо поступать и в масштабах школы, города, области, страны. 

Современный учитель должен всегда быть в курсе актуальных тенденций развития образования, действующей нормативной правовой документации, текущих общественно-политических событий. 

После конкурса я стала активным субъектом системы государственно-общественного управления образованием. Принимала участие в общественной экспертизе документов Минпросвещения России, входила в различные общественные организации и советы. Для меня большое значение имеет моя деятельность в ассоциации «Педагог XXI века». Членство в ассоциации дало возможность принять участие в экспертизе содержания проекта профстандарта «Педагог» и новой модели аттестации учителей, а это крайне актуально для каждого, кто трудится в сфере образования. 

И конечно, участие в профессиональных конкурсах формирует и оттачивает методический стиль учителя, помогает обобщить свой опыт и увидеть передовой опыт ведущих педагогов страны. Таких помогающих дальнейшему профессиональному развитию учителя конкурсов сегодня на разных уровнях проводится немало. Среди них – «Самый классный классный», «Конкурс лучших учителей Российской Федерации в рамках ПНПО» и, конечно, «Учитель года России». После моей победы мне посчастливилось снова вернуться в это уникальное пространство педагогического творчества – уже в качестве члена жюри.
 

Цели

Конкурс направлен на развитие профессиональной деятельности педагогических работников по обновлению содержания образования и способов его реализации, поддержку инновационных педагогических практик в организации образовательного процесса, рост мастерства педагогов в условиях формирования национальной системы учительского роста, утверждение приоритетов образования в обществе.

Главные цели конкурса – выявление талантливых учителей, их поддержка и поощрение, повышение социального статуса учителей и престижа педагогической профессии, распространение инновационного педагогического опыта лучших учителей Российской Федерации. 

Участники

Принять участие в конкурсе могут педагогические работники всех учреждений, реализующих общеобразовательные программы, а также преподаватели высших учебных заведений, которые работают в них по совместительству. Стаж педагогической работы участника должен составлять не менее трех лет. 

Порядок проведения

Конкурс проводится в четыре этапа, включая заключительный (финал). В финал проходят победители регионального этапа конкурса от каждого субъекта Российской Федерации. 

Все стадии финала конкурса, кроме третьего (очного) тура, который является заключительным испытанием, проводятся ежегодно в сентябре – октябре в субъекте Российской Федерации, представителем которого является абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России» предыдущего года. Заключительное испытание проходит в Москве. 

Финал проводится в два этапа и состоит из одного заочного и трех очных туров. В заочном туре участник представляет свое «методическое портфолио» – интернет-ресурс (например, личный сайт, страницу, блог) – и эссе, раскрывающее понимание участником смыслов и функций педагогической деятельности, его видение современных социокультурных проблем и возможных путей их решения на основе его педагогических принципов и подходов к преподаванию. 

В первом, втором и третьем очном туре участники проходят несколько конкурсных испытаний: подготовку и проведение урока, внеурочного мероприятия, мастер-класса, создание образовательного проекта, организацию публичной лекции. Заключительное конкурсное испытание – встреча и разговор с Министром просвещения. 

Победители на каждом этапе конкурса определяются экспертным жюри. Конкурсные испытания во втором и третьем туре финала конкурса оцениваются большим экспертным жюри, включающим 15 экспертов в области образования, а также ученическим и родительским жюри из 15 человек каждое. 

Пятнадцать конкурсантов, набравших наибольшее количество баллов по сумме результатов заочного и первого очного туров, объявляются лауреатами Всероссийского конкурса «Учитель года России» и становятся участниками второго очного тура финала конкурса. В третий очный тур финала конкурса проходят пять конкурсантов, набравших наибольшее количество баллов по сумме результатов заочного и первого и второго очных туров. Они объявляются призерами конкурса. Победителем становится участник, набравший наибольшее количество баллов по сумме результатов заочного и трех очных туров.

Что оценивает жюри

На заочном этапе финала жюри оценивает два конкурсных испытания – «Интернет-ресурс» и «Эссе». 

Критерии оценки интернет-ресурса: информационная насыщенность и содержательность; методическая целостность и структурированность; актуальность и периодичность обновления; безопасность и комфортность виртуальной образовательной среды; интерактивность, уровень вовлеченности аудитории пользователей и использование инструментария Интернета для коммуникации с разными целевыми аудиториями.

Критерии оценки эссе: аргументированность позиции автора; индивидуальность и оригинальность изложения; языковая грамотность; ценностно-личностная значимость; видение проблем и возможных путей их решения.

На втором очном этапе конкурса конкурсные испытания оцениваются по следующим критериям:

«Урок»: разработка, обоснование и представление проекта урока; предметное содержание; организационная культура; творческий подход к решению методических/профессиональных задач; психолого-педагогическая и коммуникативная культура; инновационная составляющая профессиональной деятельности; информационная и языковая грамотность; профессионально-личностные качества; результативность; рефлексия проведенного урока.

«Внеурочное мероприятие»: целеполагание в организации и проведении мероприятия; межпредметное ценностно ориентированное содержание; организационная культура; творческий и инновационный подход к решению воспитательных задач; коммуникативная культура; организация и проведение внеурочного мероприятия; рефлексия проведенного внеурочного мероприятия.

«Мастер-класс»: актуальность и методическая обоснованность; ценностные ориентиры и образовательный потенциал представленного мастер-класса; метапредметность и межпредметный характер; инновационная составляющая представляемого опыта; практическая значимость и применимость; творческий подход к представлению опыта; коммуникативная культура и профессиональное взаимодействие с аудиторией; информационная и языковая культура; рефлексивная культура; результативность мастер-класса.

«Образовательный проект»: определение проблемы и цели проекта; убедительность и аргументация предлагаемых педагогических решений; инновационный подход к решению поставленной проектной задачи; полнота, реализуемость и реалистичность проекта; коммуникативная культура и вклад каждого участника в разработку и презентацию проекта.

«Публичная лекция»: актуальность заявленной проблемы; реалистичность и обоснованность предложенных путей решения проблемы; ценностные основания позиции призера; информационная культура и языковая грамотность; масштабность и нестандартность суждений.

«Разговор с Министром»: понимание тенденций развития образования и вопросов государственной образовательной политики; глубина и нестандартность суждений; обоснованность и конструктивность предложений; коммуникативная и языковая культура; наличие ценностных ориентиров и личная позиция.

Награды

Победителю и лауреатам конкурса вручается главный приз конкурса «Хрустальный Пеликан». Кроме того, все участники финала конкурса награждаются нагрудным знаком «Учитель года», почетными дипломами и подарками. Победитель, призеры и лауреаты также привлекаются к работе в составе коллегиальных органов при Минпросвещения России.

Методические материалы опубликованы в рубрике «Методический опыт».

Файлы и документы