pic

Андрей Александрович БАЗИЛЕВСКИЙ

генеральный директор ВДЦ «Океан»

Образовательный центр «Русское подворье» (образовательный центр) включен в образовательную деятельность Всероссийского детского центра «Океан» (центр) как этнокультурный компонент. Эффективности работы «Русского подворья» способствуют кадровое обеспечение, система организации работы, архитектурно-ландшафтное решение.

Образовательные программы «Русского подворья» носят художественный, социально-педагогический, междисциплинарный характер. На базе «Русского подворья» работают студии декоративно-прикладного творчества (ткачество, роспись, валяние, традиционная игрушка, гончарное дело и др.) в рамках модульных (до 15 часов) и разовых (мастер-классы) программ, что позволяет обогатить представление современных подростков о традиционной русской культуре, открыть им новые возможные способы и направления творческой самореализации. 

Это имеет особое значение, так как участниками таких программ становятся не только представители русского народа, но и носители других (более 200) этнических культур. Для них непосредственное прикосновение к русской культуре, работа с ее образами становятся возможностью сравнения с родной культурой и осознания ее уникальности, точкой соприкосновения и гармоничного взаимодействия культур на уровне художественных образов.

Все вместе это способствует совершенствованию этнокультурной позиции, развитию гражданского самосознания и национальной картины мира.

Образовательный центр «Русское подворье» активно включен в реализацию образовательных программ ВДЦ «Океан», ориентированных на работу с исследованиями и проектами географического, геополитического и национально-культурного характера. В рамках программ «Россия – территория возможностей», «Приоритеты роста России», «Творчество без границ», «Здесь начинается Россия», «Фабрика добрых дел», «Мир открытий», «Дети Мира», «Моя Федерация», «Инновациям – старт!» и др. проводятся конференции и форумы, посвященные исследованиям в области региональных особенностей субъектов Российской Федерации. 

В описываемых образовательных событиях через лекционные, проектные, исследовательские форматы «Русское подворье» задает ценностно-смысловые рамки (национальное единство, развитие национальной культуры, толерантность, равные гражданские права и пр.), стратегические векторы (сопровождение и поддержка детских инициатив в области гармоничного развития государства и отдельных его субъектов), образцы коммуникационной культуры (сотрудничество, презентации, качество информационных материалов и т.д.), эмоциональный настрой (позитивное отношение к любым активностям, направленным на поддержание и развитие культуры государства, объединяющего различные по географическим, экономическим, историческим, культурным характеристикам территории). 

В таких образовательных процессах и событиях участники развивают патриотизм в самом широком смысле – от гордости за собственную большую и малую родину до осознанного стремления включиться в процессы развития государства и культуры, сделать это проектом своей жизни.

Немаловажное значение имеет вклад образовательного центра «Русское подворье» в социально-педагогическую направленность образовательной деятельности Всероссийского детского центра «Океан». Реализуемая в центре программа «Лаборатория межкультурной коммуникации» через работу с исследованиями и проектами в области языка и кросс-культурных контактов включает современных подростков в дискуссию о значении индивидуальной личностной культуры и жизненных стратегий (в том числе коммуникативных).

Особую роль в реализации культурно-образовательного потенциала «Русского подворья» играет комплекс образовательных мероприятий и событий, адресованных иностранным участникам образовательных программ «Океана». Центр принимает большое количество иностранных представителей (детей, педагогов, специалистов, работающих в области образования), для большинства из которых это первое знакомство с нашей страной. В связи с этим на образовательный центр «Русское подворье» ложится ответственность презентовать культуру страны, обозначить ключевые особенности мировоззрения, национального характера, национальной идеи. 

В таких презентациях преодолеваются этнические стереотипы, обусловленные незнанием российской культуры, и формируется положительный настрой на дальнейшее – более глубокое знакомство с Россией. Праздничные мероприятия, отражающие национальную культуру, включающие иностранных представителей в совместное рекреационно-познавательное пространство, обеспечивают расширение взаимного доверия, установление личностных кросс-культурных контактов, основанных на положительных эмоциях. Как правило, после участия в праздниках «Русского подворья» представители из зарубежных стран демонстрируют рост готовности к сотрудничеству и сотворчеству. 

Для иностранных участников программы «Дети Мира» проводятся дифференцированные курсы по изучению русского языка, позволяющие освоить его на базовом, необходимом для бытового общения, уровне. Эти занятия дают иностранным представителям возможность достаточно быстро начать взаимодействовать с русскими участниками программ, выстраивать позитивную и продуктивную коммуникацию, гармонизировать пространство сопроживания. 

Кроме того, педагогическая поддержка и выстраивающиеся в процесс общения личностные связи стимулируют детей к дальнейшему самостоятельному изучению русского языка и культуры. По возвращении на родину многие представители иностранных государств продолжают поддерживать отношения с обретенными в «Океане» русскими друзьями, развивая тем самым систему позитивных кросс-культурных связей, распространяя знания о России и положительное отношение к ней в своем окружении.