pic

Совет по федеральным государственным образовательным стандартам при Минпросвещения России рассмотрел и одобрил обновленные стандарты общего образования. Это ключевой документ, отображающий суть школьной программы, на который ориентируются все школы и педагоги страны.

Задача обновить стандарты и образовательные программы, опираясь на приоритеты научно-технологического развития Российской Федерации, поставлена Президентом страны и нацелена на выполнение глобальной стратегической задачи – вывести Россию в десятку лучших стран мира по качеству общего образования.

Работа над обновлением шла более полутора лет, и по ее итогам получено более ста официальных заключений экспертных организаций, а также отзывы всех регионов страны, выводы которых положительно характеризуют содержание образовательных стандартов.

Важнейшее отличие новых проектов – в стандартах появилось конкретное содержание по каждой предметной области, что делает их понятными и для педагогов, и для родительского и ученического сообщества.

Стандарты также учитывают работу государства по развитию инфраструктуры образовательных организаций, проводимую в рамках национального проекта «Образование».

«Мы хотим гарантировать семье и ученику тот оптимальный и понятный набор результатов обучения и воспитания, который соответствует его возрасту, обеспечивает последовательное изучение основ наук и формирование личностных качеств, создает прочную основу для обучения на следующих уровнях общего или профессионального образования», – разъяснила глава Минпросвещения О.Ю. Васильева, выступая на заседании.

Новые ФГОС не содержат новаций, которые могли бы привести к нагрузке на учащихся или иным негативным последствиям. Более того, в стандартах закреплены требования, сохраняющие фундаментальный характер образования и укрепляющие межпредметные и внутрипредметные связи.

«Мы уверены, что синхронизация изучения частей основных предметов основных общеобразовательных программ в привязке к годам изучения – необходимый элемент содержательного единства образовательного пространства», – подчеркнула Министр.

Структура новых ФГОС позволяет существенно снизить нагрузку по отчетности, которая ранее ложилась на педагогов.

Важно подчеркнуть, что проекты стандартов не нарушают вариативность и оставляют возможность для творчества педагогов. Существенная содержательная часть по-прежнему остается у учителя, и он самостоятельно может выстраивать свои уроки с учетом особенностей класса.

«Обозначив в проекте стандарта последовательность достижения предметных результатов изучения предмета, мы оставили педагогу возможность самостоятельно определять преемственность подачи учебного материала для достижения этих результатов», – отметила О.Ю. Васильева.

Подводя итоги работы над новыми ФГОС за последний год, первый заместитель Министра просвещения П.С. Зенькович информировал, что на разных этапах, с учетом очных и заочных общественных обсуждений, в том числе на различных сетевых ресурсах, в ней приняли участие порядка 10 тысяч человек.

Он также предложил сделать датой вступления новых стандартов 1 сентября 2021 года, отметив, что «нам предстоит колоссальная работа по подготовке и направлению методических рекомендаций в органы власти субъектов, разъяснительной работе, как жить с новыми ФГОС».

«За полтора года мы эту работу проделаем и успеем подготовить систему к их вступлению в силу и дальнейшей реализации», – подчеркнул он.

Говоря о новом стандарте ФГОС по предмету ОБЖ, директор Центра экстренной психологической помощи МЧС России Ю.С. Шойгу отметила, что отраженное в нем предметное содержание «действительно результат общественного договора».

«Мир давно ушел вперед, появилось огромное количество новых вызовов и рисков, которые, к сожалению, не были отражены в предыдущем стандарте. Большим шагом вперед является появление в этом стандарте отдельных модулей, особенно таких как информационная безопасность, кибербезопасность, а также безопасность в социуме», – рассказала она.

Дальнейшая работа по внедрению новых ФГОС будет сопровождаться масштабной методической поддержкой региональных органов управления образованием, руководства школ и педагогов на местах.

В ходе заседания заместитель Министра просвещения Российской Федерации В.С. Басюк также выступил с предложением о создании постоянно действующей при Совете рабочей группы по определению сроков и периодичности обновления федеральных государственных образовательных стандартов.

«На наш взгляд, перед этой рабочей группой должна стоять тактическая задача, обусловленная поручением Президента, связанным с реализацией комплекса мер по систематическому обновлению содержания общего образования на основе результатов мониторинговых исследований и с учетом современных достижений науки и технологий, изменений запросов учащихся и общества, ориентированности на применение знаний, умений и навыков в реальных жизненных условиях. Мы должны ежегодно рассматривать предлагаемые изменения в стандарт, понимать, насколько они сегодня необходимы, и далее вносить предложения в Правительство для определения изменений содержания ФГОС в части условий, структуры примерной программы, предметных требований. Наша задача состоит в том, чтобы этот процесс был системным», – сказал он.

В состав Совета по федеральным государственным образовательным стандартам при Минпросвещения России, возглавляемого Министром просвещения Российской Федерации О.Ю. Васильевой, входят представители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, образовательных и научных организаций, объединений работодателей и общественных организаций.