pic

В Белгороде открылся IV Всероссийский съезд учителей сельских школ «Сельская школа как фактор развития сельских территорий». В его работе принимают участие около 500 представителей из 55 субъектов Российской Федерации.

Съезд проходит на нескольких площадках. Секцию «Всероссийский форум по вопросам реализации системы мер по обеспечению подготовки специалистов для работы в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, с использованием портала «Земский учитель» открыла глава Департамента развития педагогических кадров и контроля управления ресурсами Минпросвещения России М.Б. Хлопотных.

«Важная для системы общего образования программа «Земский учитель» должна стать серьезным стимулом закрепления на селе высокопрофессиональных специалистов», – сказала она.

М.Б. Хлопотных напомнила, что в рамках программы «Земский учитель» каждому переехавшему в сельскую местность педагогу планируется единовременная выплата в размере 1 млн рублей. В Дальневосточном федеральном округе выплата составит 2 млн рублей.

«Участниками программы могут стать учителя, имеющие среднее профессиональное или высшее образование. Принимающая его школа должна иметь вакансию и быть включена в реестр участников программы, школа также должна обеспечить педагогу нагрузку не менее 18 часов», – уточнила глава Департамента.

Она добавила, что ряд дополнительных критериев к педагогам-кандидатам имеет право установить сам регион. Среди таких предлагаемых критериев – соискатель должен иметь возможность переехать в сельскую местность, иметь непрерывный стаж работы не менее 5–10 лет, а также стаж работы в одной образовательной организации – не менее 3 лет.

«Возраст педагогов по логике, связанной с выходом на пенсию, не должен превышать 55 лет согласно критериям отбора, но регион может регулировать этот критерий сам», – пояснила М.Б. Хлопотных.

Директор Департамента государственной политики в сфере общего образования Минпросвещения России Ж.В. Садовникова открыла работу панельной дискуссии «Критерии сохранения малокомплектных сельских школ: опыт субъектов Российской Федерации».

«Вопросы завершения к 2021 году благоустройства зданий государственных и муниципальных общеобразовательных организаций, а также обеспечения надлежащих условий для обучения и пребывания детей в образовательных организациях, прежде всего соблюдения требований к воздушно-тепловому режиму, водоснабжению и канализации, в сельской местности находятся под пристальным вниманием Минпросвещения России. По данным статистики, количество вакансий в сельских школах Российской Федерации составляет менее 1 процента, что сопоставимо с показателями в целом по стране», – сообщила Ж.В. Садовникова.

Во время дискуссии она подробно рассказала об одном из направлений развития сельских школ – открытии на их базе научно-учебных лабораторий «Агрокуб», которые создаются в сельской местности и малых городах при поддержке региональных аграрных университетов, Фонда новых форм развития образования, Российской академии наук, сети детских технопарков «Кванториум».

В перечень направлений научно-учебных лабораторий войдут биотехнология, генетика и физиология растений; агробиотехнология (точное земледелие и селекция растений); робототехника для агропроизводства и животноводства.

В декабре 2019 года такие научно-учебные лаборатории уже откроются на базе Бобровского образовательного центра «Лидер» имени А.В. Гордеева (Воронежская область), Бутурлинской школы имени В.И. Казакова (Нижегородская область), Татановской школы и Мичуринского лицея (Тамбовская область), школы № 1 г. Вельска (Архангельская область), школы имени П.Н. и Н.Е. Самсоновых (Республика Саха (Якутия)) и школы № 7 (Свердловская область).