Алла Александровна ВОЛКОВА

победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2015», учитель физики и информатики гимназии № 12, г. Липецк

Чтобы обучать современное поколение детей и подростков, педагогу необходимо постоянно учиться. Как это сделать? Сейчас перед учителем открывается огромное количество возможностей для повышения своей квалификации. Так, по запросу «повышение квалификации педагогов» поисковая система «Яндекс» находит более 3 млн страниц, а по запросу «дистанционные курсы повышения квалификации для учителей» – более 5 млн страниц. Как же не потеряться в таком количестве предложений? Что действительно является эффективным инструментом? 

Поделюсь теми способами, которые использую сама и мы применяем в гимназии № 12 города Липецка.

Профессиональные конкурсы

Любой конкурс – отличная система повышения квалификации. Она позволяет проанализировать собственную деятельность, увидеть как плюсы, так и минусы в своей работе. Помимо участия в конкурсных испытаниях учителя общаются, делятся впечатлениями, эмоциями, наработками и опытом. Очень часто из такого взаимодействия рождаются интересные совместные образовательные проекты. Участие в конкурсе позволяет услышать мнение со стороны. Эксперты дают обратную связь участникам, помогают улучшить проделанную работу и тем самым способствуют профессиональному развитию учителя. В ходе подготовки к конкурсу учитель уже проходит обучение – это вебинары, семинары, общение с конкурсантами прошлых лет.

Восемь учителей гимназии № 12 являются победителями конкурса «Учитель года» различных уровней. Педагоги 28 раз побеждали в конкурсе лучших учителей Российской Федерации в рамках приоритетного национального проекта «Образование».
Ежегодно проводятся гимназические профессиональные конкурсы: «Педагогический Олимп», «За гранью урока», «Урок будущего», «Метапредметное учебное занятие» и др. 

Проект «Профессионал»

Важно, когда процесс повышения квалификации осуществляется персонализированно, а не абстрактно. В гимназии опытный педагог лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России» Н.В. Павлова наряду с администрацией гимназии посещает уроки молодых специалистов, учителей, вновь пришедших в нашу гимназию, чтобы оказать им методическую помощь, выявить и устранить профессиональные дефициты. Такая деятельность эффективна и уже принесла свои результаты. Молодые педагоги попадают в дружную семью, где их поддержат, помогут, подскажут. Они остаются в профессии.

Образовательные путешествия

Очень важно изучить не только теорию по педагогике и психологии, а увидеть применение методик на практике. Большую роль в этом играют образовательные путешествия. Администрация и учителя гимназии регулярно посещают школы-лидеры с целью знакомства с их образовательными системами. За четыре года после победы в конкурсе «Учитель года России» мне удалось побывать в школах Ямала, Санкт-Петербурга, Самары, Волгограда, Москвы, Барнаула, Белгорода, Ярославля и др. И важно то, что не только я делилась своими наработками, но и училась у коллег. 

Мастер-проект

Еще одной формой повышения квалификации учителя является включение педагогов в систему «Мастер-проект». Эта система разработана в нашей гимназии. В гимназии реализуются программы внутреннего образовательного пространства, такие как «Одаренные дети», «Симфония жизни», «Педагогический альянс», «Золотое сечение», «Пять шагов», «Информатизация ОП», «Русская школа», «Воспитание искусством», «Преемственность», «Школа здоровья» и др. Педагоги объединяются в группы по профессиональным интересам для решения различных задач. В рамках мастер-проектов по программам внутреннего образовательного пространства педагоги проводят семинары, тренинги профессионального самосовершенствования, встречи с интересными людьми, являются авторами единых методических дней. 

Новые проекты

Деятельность учителя уже не будет прежней, если образовательная организация, в которой он работает, принимает участие в каком-либо инновационном проекте или эксперименте. Гимназия является федеральной инновационной площадкой по теме «Механизмы повышения эффективности внутришкольной системы оценки индивидуальных образовательных достижений обучающихся», региональной стажировочной площадкой по теме «Системно-целевое управление развитием образовательного пространства школы, обеспечивающего социализацию личности обучающихся».

С июня 2019 года МБОУ гимназия № 12 города Липецка участвует в проекте АНО «Платформа новой школы» и Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее» по апробации персонализированной модели образования. 

Безусловно, есть и традиционные формы повышения квалификации: курсы в институтах повышения квалификации, в том числе дистанционные, стажировки, вебинары, методические семинары и практикумы, конференции, методические дни и предметные недели. Но современная жизнь стимулирует нас не дожидаться составления плана повышения квалификации заместителем директора, а постоянно учиться самому и самому находить для этого возможности. И неважно, будет ли у тебя после повышения квалификации сертификат или удостоверение, главное то, что твоя деятельность уже не будет прежней.