Евгений Александрович СИЛЬЯНОВ

директор Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения России

Коррекционные педагоги – психологи, логопеды, дефектологи – это элита среди профессионалов в области образования.

Реализация в полном объеме права на образование ребенка с любыми стартовыми возможностями предусматривает организацию коррекционно-развивающего сопровождения со стороны квалифицированных специалистов, начиная с момента выявления особенностей развития, требующих такого сопровождения. 

Коррекционная педагогика и психология занимают все более важное место в современном образовательном пространстве. Обеспечение образовательных организаций квалифицированными кадрами – зона ответственности руководителей органов управления образованием субъектов Российской Федерации. 

За последние годы мы преодолели большой путь и далеко продвинулись в деле построения системы образования детей с различными видами нарушенного развития.

Несмотря на то что все высоко оценивают роль и эффективность работы дефектологов, к сожалению, приходится констатировать тенденцию к снижению престижа этой профессии. Нагрузка на специальных педагогов с ростом популярности инклюзивного образования только увеличивается. Это связано и с «усложнением» контингента детей, и с сокращением количества ставок в школах и детских садах.

Мы утвердили нормативы штатной численности педагогов службы психолого-педагогического сопровождения – соответствующие изменения внесены и в порядок, регламентирующий получение дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014), и в порядок, регламентирующий получение общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015). Они обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.

В настоящее время в дошкольных и общеобразовательных организациях работают более 100 тысяч специалистов служб психолого-педагогического сопровождения.

Ежегодно мы выпускаем более 7 тысяч молодых специалистов только на факультетах дефектологии, но большинство из них не идут работать в систему образования. Поэтому существует дефицит кадров – в будущем учебном году он составит около 8 тысяч человек.

В прошлом году нами была разработана «дорожная карта» модернизации дефектологического образования, которая включает в себя большой блок работ по повышению качества получаемого дефектологами образования, в том числе за счет целевого приема.

Деятельность коррекционного педагога очень специфична. Она включает в себя не только организацию коррекционно-развивающего образовательного процесса, но и творческую, проектную, воспитательную деятельность, организационную и методическую работу. 

Мы выступаем за то, чтобы поддерживать дефектологов, их профессиональный и личностный рост, за мотивирование выпускников дефектологических факультетов на работу по выбранному профилю, за создание условий для привлечения и удержания молодых специалистов-дефектологов, развитие в образовательных организациях традиций наставничества, преемственности в обеспечении качества образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. 

Необходимо не только материальное, но и моральное стимулирование специалистов-дефектологов. Например, через проведение профессиональных конкурсов. 

В этом году состоится уже второй Всероссийский конкурс «Учитель-дефектолог», учредителем которого выступает Минпросвещения России. В прошлом году победителем стала логопед из Петропавловска-Камчатского Наталья Александровна Чернова. Этот конкурс – уникальная площадка обмена опытом, и мы надеемся, что как можно больше высококлассных педагогов будут принимать в нем участие.