Ирина КОНСТАНТИНОВА

директор по научной работе, ответственный секретарь Экспертно-методического совета региональной благотворительной организации «Центр лечебной педагогики»

«Психолого-педагогическое сопровождение детей с тяжелыми нарушениями развития, живущих в условиях продолжительной социальной депривации» – это название исследовательской работы, которая проводится на базе региональной благотворительной общественной организации «Центр лечебной педагогики». С 2014 года центр – экспериментальная площадка Федерального института развития образования. Мы взаимодействуем с центрами содействия семейному воспитанию, детскими домами-интернатами (ДДИ), психоневрологическими интернатам, в которых проживают инвалиды с ментальными нарушениями. 

В чем наша главная цель? Мы создаем психолого-педагогические условия для максимально успешной социализации детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития, воспитанников палат милосердия ДДИ, взрослых инвалидов из психоневрологических интернатов. Крайне важно помочь им в обучении и повышать качество их жизни. 

За время проведения исследования специалисты центра посетили более 100 учреждений: составляли рекомендации по улучшению жизни проживающих там взрослых и детей-инвалидов, проводили семинары и тренинги для персонала. В результате мы наблюдаем существенные изменения в структуре, порядке работы и условиях пребывания.

Очень радует, что все чаще на помощь приходят волонтеры. Благодаря этому дети и взрослые начинают общаться с внешним миром и, несмотря на нарушения психического развития, получают образование. 

Исследование выявило тесную взаимосвязь между развитием ребенка-инвалида и теми условиями, в которых оно происходит (окружение, предметная среда, доступные виды деятельности и т.д.). И что очень важно и практически применимо: по итогам работы издана серия пособий по развивающему уходу. 

Еще одно направление исследований – разработка так называемого средового подхода. Команда специалистов создает для каждого ребенка систему постепенно усложняющихся терапевтических сред. Во время их освоения формируются новые механизмы адаптации и регуляции поведения. Все это позволяет детям с выраженными нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения эффективнее участвовать в процессе обучения.

NB! Основные результаты исследования изложены в коллективной монографии Т.А. Бондарь, И.Ю. Захаровой, И.С. Константиновой, М.А. Посицельской, А.Е. Рязановой, М.В. Яремчук «Подготовка к школе детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы: от индивидуальных занятий к обучению в классе».