Юрий Иванович БИКТУГАНОВ

Министр образования и молодежной политики Свердловской области

Педагог – ключевая фигура и гарант качества образования. Поэтому в Свердловской области в рамках стратегии социально-экономического развития на 2016–2030 годы реализуется проект «Педагогические кадры XXI века». Его цель – формирование системы подготовки и повышение качества образования учителей. Мы работаем над созданием многоуровневой системы обучения педагогов, включающей несколько ступеней: от колледжа до аспирантуры.  

Достижение целей национального проекта «Образование» возможно при активном взаимодействии всех участников образовательных отношений, при готовности педагогов к работе в новых условиях. В этой связи особое значение придается реализации федерального проекта «Учитель будущего» нацпроекта «Образование».

В Свердловской области более 70 тысяч педагогов. Проблемы и перспективы их профессионального развития – приоритетные направления в работе с руководителями муниципальных органов управления, образовательных организаций и методических служб.

Для обеспечения непрерывного повышения профессионального мастерства в 2018 году создан педагогический кластер Свердловской области. Его работа позволяет оптимизировать ресурсы колледжей, вузов и совершенствовать образовательную среду для педагогов.

Очень важно, чтобы в систему приходили молодые педагоги. Для их мотивации мы формируем достойный социальный пакет. Это касается, прежде всего, решения жилищного вопроса. 

80 педагогов Свердловской области, обязавшихся отработать не менее пяти лет в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, в 2018–2019 годах получили социальную выплату на приобретение жилья. В 2020 году субсидии получат 48 педагогов.

В Свердловской области созданы и другие механизмы государственной поддержки молодых учителей. Так, например, ежегодно единовременное пособие на обзаведение хозяйством получают более 850 педагогов, которые трудоустроились в год окончания вуза или колледжа и обязаны отработать в образовательной организации не менее трех лет. Из них 120 специалистов из сельских образовательных учреждений.

Кроме этого, мы подписали Соглашение с Профсоюзом работников народного образования и науки Российской Федерации на 2018–2020 годы. Выпускникам колледжей и вузов, получившим соответствующее образование в первый раз и трудоустроившимся по специальности в год окончания, на 20% повышаются оклады до установления им квалификационной категории, но не более чем на два года. 

Для повышения престижа профессии, привлечения и закрепления молодых специалистов мы создаем сетевые формы поддержки и профессионального общения. В регионе проводятся форумы молодых педагогов, Зимние школы совместно с Уральским государственным педагогическим университетом. 

Эффективно работает Ассоциация молодых педагогов, которая объединяет муниципальные представительства и советы молодых учителей.

Привлечь в отрасль заинтересованных педагогов позволяет создание на базе школ сети педагогических классов. В Екатеринбурге реализуются такие проекты, как «Педагогические классы» среди 10–11-х классов из 15 образовательных организаций, «Педагогическая интернатура», которая позволяет уже со второго курса будущим педагогам детально погрузиться в профессию. 

В Свердловской области выстроена и система конкурсного движения, в котором самое активное участие принимают молодые инициативные и талантливые учителя, воспитатели, педагоги дополнительного образования. Победителям и призерам конкурсов «Сердце отдаю детям», «Педагогический дебют», «Воспитать человека», «Мастер-наставник», «Образование без границ», «Лидер в образовании» присуждаются премии Губернатора Свердловской области. 

У педагогов области есть реальная возможность выбора организаций и программ для повышения квалификации и переподготовки.

Например, на базе Екатеринбургского дома учителя работает Центр роста, в котором апробированы механизмы горизонтального обучения, разработаны образовательные программы на основе мониторинга потребностей педагогов, осуществляется дистанционная поддержка в сетевых профессиональных сообществах и на онлайн-площадках.

Для профессионального развития сегодня созданы все условия. И работа эта продолжается. Но, как известно, постоянное самообразование – в зоне ответственности личности. Здесь возникают проблемы мотивации, сопровождения педагога в его среде, на рабочем месте. Считаю, что самым большим авторитетом для педагога является директор, а чаще всего завуч. Поэтому мы ставим задачу перед Институтом развития образования обеспечить работу с завучами, руководителями методических служб для мотивации педагогов к овладению новыми профессиональными компетенциями.