Лилия Алексеевна ЗОРЬКИНА

ректор Калининградского областного института развития образования

Калининградский областной институт развития образования достаточно молод, поскольку сама область была образована в 1945 году. Институт появился в 1947 году. При этом нам удалось накопить весомый опыт в части подготовки педагогических кадров. 

Сегодня в образовательной организации несколько направлений подготовки. Это повышение квалификации через программы, семинары, форумы и профессиональные конкурсы. Также Институт проводит переподготовку кадров. Отдельное и очень важное для нас направление – обучение школьников с ограниченными возможностями здоровья. Такие ребята получают дополнительное образование посредством дистанционных технологий. Сейчас делается акцент на проектной модели. Дети не просто осваивают программные часы, они готовят проекты и защищают их. В этом состоит их процесс обучения. 

Самое главное наше достижение – социализация. Мы организуем общение школьников с ОВЗ с ребятами из профессиональных учреждений, организовываем экскурсии, чтобы не просто продвинуть их в области той или иной науки, а помочь им освоить прикладные навыки – умение себя презентовать или диагностировать у себя склонность к той или иной профессии. В целом главный индикатор – это удовлетворенность детей, расширение образовательных границ и их сплоченность с родителями. Поэтому мы, скорее, выполняем социальную задачу.

Тенденция в сближении

Как и вся сфера образования с момента вхождения в национальный проект, мы чувствуем, что назрела необходимость изменений. Институт последние пять лет внедрял вариативную модель, когда учитель, обучаясь у нас, мог влиять на свою программу, то есть у него был инвариантный модуль и вариативный модуль. Но сейчас этого недостаточно. В планах – перестроить систему так, чтобы максимально вовлекать в процесс обучения другие структуры. Например, для учителей технологии в прошлом году мы сделали сетевую программу вместе с «Кванториумом». Мы также курируем их повышение квалификации на базе образовательных центров «Точка роста». Важно, чтобы педагог не замыкался только лишь в своей профессиональной сфере, нужно, чтобы он расширял границы, ведь тогда у него появится больше возможностей. 

Еще одна тенденция развития педкадров – «сближение» с учителем. Во-первых, в 2020 году максимальное количество программ будет переведено в дистанционную форму. Потому что у нас хоть и компактный регион, но иногда оторваться учителю от рабочего места достаточно сложно. В следующем году весь спектр базовых программ можно будет получить дистанционно. Кроме этого, мы планируем больше делать «кустовых» курсов и программ. Например, в прошлом году мы проводили тренинги по финансовой грамотности для коллективов школ. Это очень удачный опыт. Когда команда Института выезжает в школу и обучает весь коллектив, то выигрывают все: школа, которая на месте получает знания, и мы, потому что очевидно, что результативность, например, в метапредметных компетенциях будет более качественная.

Современное состояние образования говорит о том, что институты развития образования должны наращивать свои мощности в части электронного и цифрового обучения. Последнее исследование PISA 2018 года показало, что у детей не очень хорошо развит навык поиска информации. Это сигнализирует о том, что мы должны уделить большое внимание развитию цифровых навыков у самих педагогов. Если ребята имеют пробелы в знаниях, то здесь, вероятнее всего, есть какие-то методические недоработки. Сегодня нужно учить собственно самим технологиям, как когда-то мы учили учителей работе за компьютером. Сегодня надо возвращаться и отрабатывать их навыки поиска информации. Это новый виток и наша глобальная задача.