Максим Алексеевич ИНКИН

исполняющий обязанности генерального директора Фонда новых форм развития образования


Сегодня у системы дополнительного образования детей есть безграничные возможности регулярно обновлять свое содержание: с одной стороны, делать его интересным для детей, с другой – востребованным и релевантным приоритетам развития нашей страны. 

Еще 5 лет назад все обсуждаемые проблемы развития системы сводились к отсутствию инфраструктуры и достаточного финансирования. Очень радостно, что сейчас в фокусе нашего внимания уже другие вопросы: кадровый потенциал и содержание образовательных программ.

Государство выделяет существенные средства на создание возможностей для развития талантов юных граждан несмотря на то, что финансирование дополнительного образования детей относится к полномочиям субъектов Российской Федерации и их муниципальных образований. Ключевым событием для этого стало решение о выделении федеральных средств субъектам Российской Федерации на создание сети детских технопарков «Кванториум» в 2016 году.

Детский технопарк «Кванториум» – это инновационная образовательная среда, основными характеристиками которой являются метапредметность, междисциплинарность и деятельностный подход. В каждом технопарке с помощью высокотехнологичного оборудования и современной инфраструктуры реализуются образовательные программы, соответствующие основным направлениям научно-технологического развития нашей страны. Особенность образовательного процесса – в командном подходе и проектной деятельности обучающихся под руководством наставников из технологических компаний и с промышленных предприятий. 

Наша цель – привить детям ценность саморазвития на протяжении всей жизни, «научить учиться». Для ее достижения мы, прежде всего, должны стать такими сами: постоянно развиваться, говорить с детьми на одном языке, быть им интересными. В нашей работе мы делаем акцент на развитии у детей 4К-компетенций (креативность, критическое мышление, коммуникация и командная работа), а также умении формулировать проблему, декомпозировать проект на задачи и решать их. Нам важен комплексный подход: особое внимание мы уделяем развитию общекультурных компетенций, учим техническому английскому языку и игре в шахматы – для гибкости мышления.

Ежегодно мы организуем международный конкурс детских инженерных команд «Кванториада» – командное соревнование для детей, интересующихся инженерным творчеством и изобретательством. На заочном этапе команды разрабатывают технологические решения по выбранным трекам – направлениям конкурса. На очном этапе в каждом треке появляется неожиданное ограничение: за три дня самостоятельной работы на площадке команды должны сделать так, чтобы их устройство заработало в новых условиях. Важно, что победителями конкурса становятся все команды, которые смогли преодолеть поставленные ограничения. Выполнение заданий конкурса требует проведения реального научно-исследовательского поиска, широких метапредметных связей и творческого подхода.

Национальный проект «Образование» дал новый импульс для комплексного развития системы дополнительного образования. Уже начали свою работу 12 мобильных технопарков «Кванториум», которые обеспечат доступность дополнительного образования детей в сельской местности и отдаленных районах. Центры цифрового образования детей «IT-куб» дадут возможность всем желающим научиться программировать, Дома научной коллаборации – заниматься научной деятельностью в проектных командах под руководством вузовских преподавателей, а проект «Точки роста» позволят сформировать у ребят современные технологические и гуманитарные навыки. 

Все это невозможно реализовать без подготовки квалифицированных кадров, поэтому особое внимание мы уделяем обучению и сопровождению сотрудников по каждому проекту. Мы ежегодно устраиваем образовательные сессии, на которых учим наставников как профессиональным навыкам, так и гибким метакомпетенциям: креативности, критическому мышлению, коммуникации и командной работе – всему тому, что мы хотим привить нашим детям. 

Президент Российской Федерации поставил задачу по повышению доступности и привлекательности дополнительного образования детей: к 2024 году охват детей программами дополнительного образования должен составить не менее 80 процентов, из которых не менее 25 процентов – по технической и естественно-научной направленностям. Достигнуть этих показателей возможно за счет использования сквозных технологий: механизмов сетевого взаимодействия в реализации образовательных программ, горизонтального обучения, формирования профессиональных сообществ и наставничества. И конечно, главное не забывать о настоящей цели нацпроекта – создании условий, в которых детям будет комфортно жить и развиваться, в которых они смогут найти себя, реализовать – и не останавливаться на достигнутом.