Марина Викторовна ЧЕЧЕНКОВА

директор Калужского государственного института развития образования

Что даст директорам школ и педагогам институт менторства

Ровесник Победы, Калужский государственный институт развития образования начал работу летом 1945 года. За более чем 70-летнюю историю Институт стал крупнейшим научно-методическим центром региона, который успешно готовит учителей. Сегодня КГИРО – это четыре центра (центр воспитательного и психологического сопровождения образовательной деятельности; центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников; центр электронного обучения и дистанционных образовательных технологий; центр оценки качества и инновационного развития образования), 18 отделов, библиотека. 

В Институте более 60 программ повышения квалификации и переподготовки педагогических и руководящих кадров системы образования Калужской области. Ежегодно более пяти тысяч педагогов проходят у нас обучение.

Наряду с общегосударственными существенное влияние на модель повышения квалификации педагогических кадров оказывают региональные проекты развития системы образования Калужской области.

Одна из задач обновления региональной модели дополнительного профессионального педагогического образования – стимулирование к личностному развитию и профессиональному росту педагогов.  

Калужский Институт развития образования предлагает принципиально новые возможности для роста квалификации. Мы внедрили новую модель дополнительного педагогического образования, так называемый институт менторства. Это некий социальный институт, государственно-общественный управленческий механизм, работа которого направлена на совершенствование деятельности руководителей общеобразовательных организаций и педагогов региона. «Институт менторства» предлагает образец современного эффективного руководителя образовательной организации, осознающего свою самостоятельность, свободу и ответственность за результат. Кроме того, это активный ресурс наставничества.

Именно благодаря менторству максимально продуктивно налажено взаимообучение школ – обмен лучшими педагогическими и управленческими практиками, обеспечивающими достижение более высоких образовательных результатов. 

Управление через создание личностно развивающей образовательной среды

Ключевой показатель профессионально-педагогической культуры для педагогов – инновации. Качество новых инициатив в системе образования Калужской области традиционно обеспечивается сотрудничеством с ведущими российскими научными и образовательными организациями. 

В регионе внедряется масштабная программа по развитию личностного потенциала педагогов и учащихся, реализуемая Благотворительным фондом Сбербанка «Вклад в будущее» в партнерстве с Московским городским педагогическим университетом. 

В январе 2019 началась реализация управленческого модуля, программы повышения квалификации «Управление созданием личностно развивающей образовательной среды» для административных команд школ, детских садов и учреждений допобразования. По итогам обучения школьные управленцы разработали полноценные проекты развития учреждений, которые защищались командами перед экспертами из числа профессорско-преподавательского состава МГПУ и специалистов Фонда «Вклад в будущее». Отучившись, педагоги стали авторами инициатив по самоизменению. Мы ожидаем, что в ближайшие пять лет программа охватит всю Калужскую область. 

Как обеспечить кадровый ресурс 

Сегодня учитель должен быть готов к формированию концептуального мышления учащихся, должен стать стратегом их профессионального и жизненного самоопределения. Эти вопросы – задачи на вырост для начинающих педагогов. В Калужской области ежегодно проводится региональная Декада молодого педагога. Она помогает молодым учителям быстро адаптироваться в школе. В течение двух недель КГИРО проводит авторские лекции, семинары, мастер-классы, дискуссии, тренинги, игры, экскурсии. Тем самым мы используем систему погружения педагогов в особую образовательную среду. Декада становится площадкой профессионального общения, и терапией, и клубом знакомств. При этом в фокусе остаются вопросы методического и мировоззренческого характера. 

Еще одна площадка для личностного развития и профессионального становления педагогической молодежи – Совет молодых педагогов Калужской области. Он является ресурсом правовой поддержки молодых учителей, платформой для профессионального общения и становления молодых кадров. По инициативе молодых педагогов в регионе проходят «Уроки под открытым небом». Их цель – показать общественности современные методики проведения уроков, нестандартные подходы к организации образовательного процесса.

Продуманная, грамотно методически и организационно выстроенная система работы с молодыми педагогами позволила вырастить неформальных руководителей районных педагогических сообществ и лидеров в составе школьных административных команд и даже руководителей школ областного центра.