Виталий Александрович ГУТМАН

и.о. Министра образования и науки Астраханской области

Так сложилось, что большинство сегодняшних учителей – носители профессионального знания, полученного в советском педагогическом институте. Пополнение этого знания происходит, как правило, только в части усовершенствования методических навыков и в меньшей мере направлено на изменение квалификации, которого требуют вызовы времени.

Федеральный проект «Учитель будущего» нацпроекта «Образование» ориентирует руководство государственных органов управления образованием в субъектах Российской Федерации на создание специализированных центров непрерывного профессионального мастерства, которые должны предоставить услугу приобретения новых профессиональных компетенций не в плановом порядке, не потому, что учитель имеет на это право, и не потому, что кто-то считает, что присвоение квалификационной категории возможно только при наличии подтверждения факта прохождения определенного количества часов обучения, а в принципиально новом формате.

Этот формат, на наш взгляд, должен предусматривать использование активных методов обучения, которые, помимо вооружения учителя новыми профессиональными знаниями, должны еще сформировать у него компетенцию формулировать и выстраивать приоритетность актуальности проблем, возникающих в его собственной профессиональной деятельности. 

Овладение этой компетенцией позволит педагогу постоянно критически оценивать свою профессиональную практику, самостоятельно формулировать заказ на новые знания, тем самым непрерывно совершенствоваться. 

В этой связи актуальным становится создание специализированных центров. Они не только осуществляют обучение, но и выполняют роль ресурсных центров, консолидирующих вокруг себя образовательные и организационные ресурсы, наиболее важным из которых мы считаем функционирование большого количества стажировочных площадок.

Для Астраханской области с ее характерной ландшафтной спецификой наилучшим вариантом становится распределенная по территории география размещения таких центров, оптимальное число которых сегодня составляет 4 единицы с учетом финансовых, логистических, кадровых и организационных возможностей региона. 

Создание центров непрерывного профессионального мастерства педагогических кадров не предполагает исключения традиционной формы повышения квалификации, которое в профессиональном обиходе именуется как плановое. Новые форматы учителю предлагаются в дополнение, расширяя палитру выбора.

Чрезвычайно важно, чтобы учитель пришел в центр непрерывного повышения профессионального мастерства уже с оценкой уровня своих профессиональных достижений. Помощь в этом ему должны оказать специалисты центра оценки профессионального мастерства и квалификаций педагогов, создание которого в каждом субъекте Российской Федерации также предусмотрено мероприятиями федерального проекта «Учитель будущего». 

Такой центр чрезвычайно востребован, поскольку он сможет взять на себя все процедуры, которые должны проводиться в рамках реализации Федерального закона от 03.07.2016 № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации».

Мы считаем, что этот центр должен не только проводить добровольную независимую оценку профессиональной квалификации педагогических кадров, но и выдавать исчерпывающие рекомендации по дальнейшей траектории их профессионального совершенствования. 

В качестве одной из функций такого центра в Астраханской области планируется предоставление услуг по организации проведения аттестации руководителей образовательных организаций. На базе центра по мере приобретения опыта осуществления оценочных процедур возможна организация отбора для последующей целевой квалификационной подготовки педагогических работников образовательных организаций, которые проявили интерес и способность к руководящей деятельности. Это станет весомым вкладом в решение проблемы кадрового резерва.

Субъекты федерального проекта «Учитель будущего» – это все участники образовательных отношений, но ключевой фигурой в системе образования был и остается учитель. Поэтому создание в образовательной среде точек роста для профессионального и карьерного лифта педагогов – важнейшее условие повышения качества образования.