pic

Австрия – одна из немногих стран мира, в которых городские школы (расположенные в городах с населением более 100 тысяч человек) не имеют существенных преимуществ перед сельскими школами (расположенными в деревнях, селах и небольших городах). Проблема влияния социально-экономического статуса на образовательную траекторию ребенка более актуальна для крупных городов, чем для сельской местности. В различных регионах страны сохраняется значительное количество малокомплектных школ, в которых учится максимум один класс в год (включая школы с одним учителем и менее чем 20 учениками). Например, в более чем 40% начальных школ западной Австрии учатся менее 50 человек. 

Согласно исследованию Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) «Обзор школьных ресурсов» за 2016 год, если учесть социально-экономическое положение учащихся, в Австрии нет существенных различий в успеваемости между учениками городских и сельских школ. Как показывают сравнительные исследования ОЭСР PISA in Focus за разные годы, австрийские школы в городах и сельской местности не отличаются по таким показателям, как материальные ресурсы, квалифицированные кадры, внеклассные занятия, соотношение учеников и учителей. Равенство между городскими и сельскими школами в том числе достигается с помощью инициатив по внедрению в обучение школьников и профессиональное развитие образовательных работников мультимедийных и интернет-технологий. В регионах Австрии со слабой транспортной инфраструктурой учеников бесплатно доставляют в школу. Сельские учителя получают не меньше своих коллег, работающих в городах. Большинство участников двух исследований малокомплектных школ в альпийских и сельских регионах были довольны условиями работы. Более того, опрошенные директора и педагоги указывали на такие плюсы небольших школ, как наличие свободного пространства, большей автономии для реализации своего педагогического видения, возможность преподавать в небольших (смешанных по возрасту) классах с более индивидуальным подходом к каждому ребенку. 

Тем не менее демографические изменения (сокращение численности сельского населения, миграция молодых людей) приводят к снижению числа детей школьного возраста и закрытию небольших сельских школ. Прежде всего это происходит по экономическим соображениям – расходы на поддержание на должном уровне качества преподавания, инфраструктуры малокомплектных школ могут считаться неоправданно высокими. 

Так как распределением финансовых ресурсов для школ, которые централизованно поступают из федерального бюджета, в первую очередь занимаются девять австрийских провинций (департаменты образования правительств провинций и школьные советы провинций, куда входят местные политики, представители педагогов и родителей) и муниципалитеты, то политика в отношении малокомплектных школ в Австрии варьируется в зависимости от региона. Например, в рамках реализации региональной программы по объединению и укрупнению сельских поселений в провинции Штирия на востоке Австрии между 2011 и 2014 годами была закрыта 41 малокомплектная начальная сельская школа. В других частях страны местные власти, наоборот, стараются сохранить максимальное количество небольших сельских школ. Эта политика основывается на убеждении, что такие школы выполняют важную социальную функцию и могут способствовать развитию небольших населенных пунктов в долгосрочной перспективе. 

В последнее время в стране активно развивается такая альтернатива закрытию малокомплектных школ, как их объединение в кластеры (в них могут входить 2–8 школ в регионе) под руководством одного директора. Реорганизация, в частности, позволяет школам обмениваться педагогами, учебными материалами, профессиональным опытом (последнее особенно важно для профессионального развития кадров и решения проблемы профессиональной изоляции, существующей в школах в удаленных районах). В некоторых провинциях также создаются муниципальные школьные ассоциации – объединения муниципалитетов для совместного управления одной школой. Кроме того, развиваются неформальные школьные сети для взаимной поддержки, совместной работы (например, разработки учебных материалов) и обмена опытом. Так, большинство малокомплектных школ в провинции Форарльберг сотрудничают в рамках неформального объединения ARGE Kleinschulen.