pic

Южноамериканская страна прикладывает значительные усилия для совершенствования системы образования. Одно из важных направлений образовательной политики – преодоление отставания сельских школ, составляющих 30% от всех школ страны (о проблеме, например, свидетельствует то, что, согласно исследованию ОЭСР 2018 года, ученики городских школ Чили значительно опережают по успеваемости своих сверстников, живущих в сельской местности). 

Особое внимание в Чили, прежде всего, уделяется положению детей, проживающих в неблагоприятных социально-экономических условиях. Помимо различных форм финансовой помощи и льгот для этой категории школьников (бесплатные школьные обеды, транспорт, школьные принадлежности), в стране действует специальная программа дополнительного финансирования школ, в которых учатся малоимущие дети (чем выше доля малоимущих учащихся, тем больше размер выделяемой субсидии).  

Государство финансово поддерживает детей из удаленных районов, которые были вынуждены ради получения образования переехать в другой населенный пункт. С этой целью выделяется специальная стипендия, покрывающая расходы на проживание, питание и помощь со стороны принимающей семьи, в которой живет школьник. Школам, находящимся в удаленных и сельских районах, также выделяется дополнительное финансирование на бесплатную перевозку школьников.

Кроме того, в бюджете предусмотрены различные формы поддержки сельских школ и работающих в них педагогов. Среди них: 

  • «Надбавка по территориальному признаку» (дополнительные средства на каждого ученика в зависимости от местонахождения школы);
  • «Надбавка по количеству учеников» (дополнительные средства на каждого ученика выделяются сельским школам, в которых учится менее 90 человек; чем меньше школьников, тем больше субсидия);
  • «Минимальная субсидия для малокомплектных школ» (выделяется совсем небольшим сельским школам, в которых учится менее 17 человек). 

Педагоги и руководители школ в сельских и удаленных районах получают надбавку к заработной плате, а также могут претендовать на трудовое пособие за работу в сложных условиях. На специальное пособие имеют право и учителя в маленьких сельских школах без директора, которые вынуждены брать на себя управленческие обязанности.  

С 1992 года в стране реализуется Программа сельского образования, направленная на повышение качества обучения сельских школьников. Программа включает такие направления, как ресурсное обеспечение школ и профессиональное обучение и развитие педагогов в сельской местности, решение проблемы их профессиональной изолированности (более чем в половине сельских школ Чили работают менее четырех педагогов). По всей стране были созданы специальные сельские микроцентры – площадки для профессионального сотрудничества педагогов (в области планирования учебного процесса, оценки профессиональной деятельности), взаимного обучения и обмена опытом. Педагоги 2400 малокомплектных сельских школ имеют возможность регулярно проводить встречи в 374 микроцентрах (согласно законодательству, они должны проходить еженедельно в течение двух часов). Цель таких встреч – приобретение знаний, необходимых для улучшения навыков преподавания и результатов обучения. 

В микроцентрах педагогам также оказывает поддержку специальная консультативная служба Министерства образования страны. Услугами таких консультантов могут бесплатно воспользоваться все школы, получающие государственное финансирование. Консультанты помогают школам в усовершенствовании качества работы, эффективной реализации учебных программ. В стране также развивается система частных консультативных служб в сфере образования.

Государство уделяет особое внимание школам, в которых дети учатся в смешанных по возрасту классах (они составляют большую часть сельских школ). В рамках Программы сельского образования реализуются такие инициативы, как распространение лучших практик преподавания в смешанных по возрасту классах, а также точечная поддержка региональных проектов в этой области. 

С 2000 года в рамках программы «Сельские связи» школы со смешанными по возрасту классами оснащались компьютерами, осуществлялась профессиональная подготовка педагогов. С 2013 года программа также стала включать обеспечение школ цифровыми образовательными ресурсами и интернетом. В рамках другой программы, нацеленной на сельскую местность, более 2000 школ с нестабильным интернет-доступом получили возможность пользоваться офлайновыми электронными ресурсами. 

Министерство образования страны также финансирует латиноамериканскую образовательную инициативу «Школа Плюс» – телевизионный канал, который производит обучающий контент для педагогов и школьников.