pic

Поддержка школ, расположенных в сельской и горной местности Франции, искоренение социального и территориального неравенства в системе образования закреплены Законом № 2013-595 от 8 июля 2013 года, нацеленным на реформирование республиканских школ. 

В рамках закона главам департаментов (основная территориально-административная единица во Франции) рекомендуется придерживаться коллективного подхода к решению проблем развития сельского образования и заключать соглашения (конвенции) по развитию сельской местности.

В соответствии с соглашениями сначала каждый департамент отдельно определяет ключевые проблемы, с которыми сталкиваются сельские школы на конкретной территории, затем принимаются совместные меры по их устранению. При этом рассматривается широкий спектр вопросов, включая территориальную организацию, обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, привлечение педагогических кадров в сельские школы, подключение школ к интернету.

К основным проблемам системы образования в сельской местности относятся:

  • сокращение числа школьников в связи с демографическим спадом;
  • отсутствие равного доступа к образованию;
  • нежелание преподавателей работать в сельских школах. 

Соответственно, в рамках соглашений департаменты принимают следующие ключевые меры поддержки системы образования в сельской и горной местности:

  • создание образовательных центров и объединений школ;
  • укрепление сотрудничества между школами и колледжами;
  • внедрение образовательных инноваций;
  • использование в обучении информационных технологий; 
  • предоставление качественных транспортных услуг для школьников и учителей;
  • создание локальных педагогических объединений;
  • улучшение инфраструктурных условий обучения детей;
  • создание дополнительных рабочих мест в школах. 

По состоянию на 2018 год департаментами Франции подписано 44 соглашения по развитию сельской местности. Планируется, что к концу 2019 года количество соглашений увеличится до 66. 

Между тем в рамках реализации стратегии по обеспечению доступности качественного образования для всех детей Министерство национального образования и молодежной политики Франции уделяет особое внимание поддержке сельских, горных и заморских территорий. 

С этой целью реализуются такие программы, как «План среды», «План библиотек», «Инновационная школа и сельские территории».

«План среды» – образовательная программа, направленная на всестороннее развитие учеников начальных классов путем их приобщения к внеурочной деятельности и внеклассным мероприятиям. В соответствии с программой учебная неделя в начальной школе сокращается до четырех дней, и у образовательных учреждений появляется свободный день для организации внеклассных занятий, спортивных, культурных, образовательных и иных мероприятий на свое усмотрение. Такой экспериментальный подход к организации образовательного процесса направлен на то, чтобы предоставить муниципалитетам больше дополнительных возможностей разнообразить обучение младшеклассников.

«План библиотек» – программа Министерства культуры Франции по строительству и модернизации библиотек по всей стране. В рамках программы в школах, расположенных в малоразвитых районах страны, будут созданы  книжные фонды для обеспечения всех школьников равным доступом к знаниям и информации. 

Программа «Инновационная школа и сельские территории», на реализацию которой в 2018 году было выделено 20 миллионов евро, предполагает оснащение школ новым цифровым оборудованием (портативными гаджетами для обучения, интерактивными досками), обеспечение доступа к беспроводному интернету. Государство покрывает 50% расходов на закупку нового оборудования в каждой школе. 

Также при поддержке Министерства национального образования и молодежной политики Франции в ноябре 2019 года был обнародован доклад «Территориальная миссия и успех». Основная тема доклада – реализация приоритетной образовательной политики и реформа территориальной политики с учетом особенностей каждой конкретной местности. 

Программа приоритетной образовательной политики подразумевает искоренение социального и экономического неравенства путем улучшения педагогических и образовательных условий в школах, которые показывают самые слабые результаты по стране, отстают от национальной школьной программы и находятся в неблагополучных районах страны и сельской местности. 

Авторы исследования предлагают 20 основных мер по устранению неравенства среди школ из разных регионов страны и по улучшению условий получения образования школьников из сельской, горной и заморской местности. 

Эти меры в том числе предполагают:

1.    Предоставление школам и муниципалитетам большей автономии для решения специфических проблем системы образования в их регионах.
2.    Предоставление стимулов и денежных компенсаций для привлечения учителей, воспитателей и сотрудников сферы образования в сельские школы (премии, финансовая помощь).
3.    Усиление социальной защиты школьников из неблагополучных семей и малоразвитой местности.
4.    Расширение сотрудничества между федеральными и региональными властями в вопросах улучшения сферы образования.