pic

Последствия упадка сельских регионов, урбанизации и демографического спада также поставили перед Ирландией вопрос о будущем малокомплектных сельских школ. 

Согласно официальной статистике, несмотря на то что доля небольших школ (с 4 и менее учителями) в некоторых районах страны, особенно в сельской местности, остается высокой (они составляют почти 44% от всех начальных школ в стране), их количество постоянно сокращалось на протяжении нескольких десятилетий. Альтернативой закрытию стали поощряемые государством слияния двух и более малокомплектных школ в одну большую (при слиянии школы закрываются и открываются снова на уже существующей площадке или на совершенно новом месте). Такие слияния, происходящие исключительно с согласия родителей, позволяют разрешить финансовые затруднения и обеспечить небольшие «проблемные» школы дополнительными кадрами, новой инфраструктурой и прочими ресурсами для повышения качества обучения. Министерство образования и навыков консультирует руководителей школ по различным аспектам слияния, предоставляет финансирование на связанные с ним капитальные работы, помогает налаживать диалог с местным сообществом.

В Ирландии реализуются разнообразные инициативы по устранению неравенства в сфере образования, затрагивающие как городские, так и сельские школы. Они включают дополнительные гранты для школ, в которых учатся дети из неблагополучных семей, субсидии на приобретение школьных учебников, поддержку профессионального развития школьных руководителей, работающих в сложных условиях. 

В официальном документе «План действий на 2016–2019 годы» среди приоритетных направлений политики в сфере образования прописана поддержка устойчивого развития и жизнеспособности сельских сообществ через различные программы инвестиций в инфраструктуру школ. 

Поддержка сельских школ наряду с совершенствованием транспортной инфраструктуры и медицинского обслуживания  – одна из ключевых задач Плана действий по развитию сельской местности до 2020 года, который включает более 270 шагов по поддержке социального и экономического развития сельской Ирландии. В рамках Плана Министерством образования и навыков разрабатываются рекомендации школам по использованию помещений во внеурочное время, например для проведения культурно-досуговых и общественных мероприятий. 

Другой масштабный межведомственный проект – План по укреплению сельской экономики и сообществ до 2040 года – включает специальную программу финансирования инфраструктурных проектов, в рамках которой государство в том числе инвестирует в игровые площадки и повышение безопасности дорожного движения в окрестностях сельских школ. 

Кроме того, в Ирландии реализуется Цифровая стратегия в сфере школьного образования на 2015–2020 годы, направленная на обновление цифровой инфраструктуры, внедрение информационных технологий в образовательный процесс, обеспечение всех школ, независимо от их местонахождения, широкополосным интернетом с высокой скоростью соединения (от 30 до 100 Мбит/c). Национальный план по достижению стопроцентного охвата страны широкополосным интернетом к 2020 году в том числе нацелен на сокращение «цифрового разрыва» между городскими и сельскими школами. В правительстве считают, что реализация плана поможет вдохнуть новую жизнь в отдаленные сельские регионы и решить проблему профессиональной изолированности сотрудников школ. В частности, благодаря обновлению цифровой инфраструктуры школы смогут полноценно пользоваться онлайн-ресурсами образовательного портала Министерства образования и навыков (это более 19 тысяч материалов для педагогов), а также использовать онлайн-технологии в обучении. 

Хотя в Ирландии нет централизованной системы назначения педагогов, ирландские школы (как сельские, так и городские) в целом не испытывают значительных проблем с наймом квалифицированных специалистов. Тем не менее правительство реализует различные проекты, связанные с нехваткой педагогических кадров в отдельных регионах страны, включая сельские. В этом году было объявлено о старте новой инициативы, позволяющей двум школам объединиться и нанять одного (общего) педагога по таким востребованным предметам, как естественные науки, технология, математика, иностранные языки. Кроме того, запущен пилотный проект по созданию постоянного кадрового резерва педагогов, которые смогут при необходимости временно заменять уроки в как минимум 15 школах.