pic

Академия родительского образования – единственное в России учреждение, которое активно работает над формированием у взрослых и детей позитивной и ответственной родительской позиции. Учреждение создано в Пермском крае в 2007 году. Сейчас его работа востребована и в других регионах страны. Об истории создания и перспективах развития электронному журналу «Вестник образования» Минпросвещения России рассказала учредитель Академии Елена Бачева. 
 

Елена БАЧЕВА

отличник народного просвещения РСФСР, учредитель ЧОУ ДПО «Академия родительского образования», Пермский край

Елена Владимировна, почему вы решили создать Академию родительского образования?

Тема родительской некомпетентности в вопросах воспитания детей интересовала меня с первого года работы в сельской школе, затем я преподавала в Институте усовершенствования учителей, была и начальником управления образования. Большую часть своей жизни посвятила воспитательной работе. Да и новый век требует переосмысления форм работы с семьей. Люди стали другими: за время перехода страны от социализма к капитализму выросло не одно поколение взрослых и детей с размытой шкалой семейных ценностей.

Все решил вечер встречи школьных друзей, на котором наша пожилая учительница попросила слово. Зинаида Ивановна Гайдаш сказала буквально следующее: «Дорогие мои выпускники! Хочу попросить у вас прощения. Мы учим вас трем иностранным языкам, даем основы высшей математики, компьютерных технологий. Но мы не учим вас самому главному – не учим быть счастливыми. Простите меня за это». И уже обращаясь к своим коллегам, учителям, Зинаида Ивановна добавила: «Ну хоть вы, хоть вы исправляйте наши ошибки! Человек хочет быть счастливым. И он должен быть счастливым!»

Моей учительницы не стало через полгода. А я все это время, размышляя над сказанным Зинаидой Ивановной, пыталась найти варианты того, как учить людей быть счастливыми. Так родилась Академия родительского образования – лицензированное частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования, социально ориентированная некоммерческая организация. Нашей Академии уже 13 лет. 

Что помогло состояться вашему учреждению?

Скорее – кто. Идею создания Академии родительского образования поддержали на тот момент проректор, а сейчас профессор кафедры социальной педагогики факультета правового и социально-педагогического образования Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета доктор педагогических наук Анна Илларионовна Санникова и Уполномоченный по правам ребенка в Пермском крае Павел Владимирович Миков. Именно эти люди помогали в первые годы доносить до родителей и педагогов нашу общую идею: родительству стоит учиться, родительству стоит учить. В 2013 году эту идею поддержали на учредительном съезде Общероссийской общественной организации «Национальная родительская ассоциация» (НРА). По предложению Алексея Владимировича Гусева, ответственного секретаря Координационного совета НРА, опыт Пермского края по родительскому образованию был представлен в 2014 году на форуме Общероссийского народного фронта в Пензе Владимиру Владимировичу Путину. И он тогда сказал: «Родительское образование – это очень хорошее дело, и его надо всячески поддерживать». В декабре этого же года появилось поручение Президента Российской Федерации «Об организации курсов для родителей».

Какова цель и содержание родительского образования? И что конкретно дает родителям и детям Академия?

Основная цель работы с родителями – создание условий для самокорректировки и формирования ответственной и позитивной родительской позиции, с детьми – формирование шкалы традиционных семейных ценностей. В содержание родительского образования входит семь блоков: основы мужской и женской культуры, основы семейного уклада, основы семейного воспитания, права и обязанности родителей и детей, история семьи и история рода, содержательный досуг и здоровый образ жизни, формы взаимодействия семьи с образовательной организацией.

Мы обучаем специалистов по работе с семьей из разных ведомств и организаций – представителей системы образования, культуры, здравоохранения, социальной защиты, отделов по работе с молодежью, МВД, комитетов ЗАГС и т.д. Благодаря поддержке Фонда президентских грантов и Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Пермского края с 2017 года у нас функционирует региональная межведомственная система родительского образования взрослых и детей. Обученные нами специалисты работают с родителями и с детьми, организуют сам образовательный процесс. И как результат – счастливых семей становится больше.

Какими ресурсами располагает Академия?

Есть своя концепция родительского образования, десять авторских развивающих технологий, разработано и издано более 30 учебных и методических пособий. На сайте Академии размещен учебно-методический комплекс в помощь организаторам родительского образования взрослых и детей, есть информационно-методический ресурс – группа «Сохраним семью – сбережем Россию» в социальной сети «ВКонтакте», разработана и апробирована программа дополнительного профессионального образования «Родительское образование как основа профилактики детского и семейного неблагополучия» (144 часа). Преподавателей у нас немного, но с нами активно сотрудничают члены методического совета Академии – действующие в Пермском крае организаторы родительского образования.

Перенимают ли ваш опыт другие регионы?

В феврале этого года Академия принимала у себя представителей регионов России на курсах повышения квалификации. В Пермь приехали представители из Калининграда, Костромы, Кирова, Ярославской области, Удмуртии, Ямало-Немецкого автономного округа, Свердловской области и других регионов. Курсы получили самую высокую оценку слушателей. Но главный результат заключается в том, что эти люди приняли и поняли, что родительское образование – основа семейного и государственного благополучия и один из механизмов решения социальных проблем. Теперь они у себя транслируют практики по родительскому образованию из опыта работы Академии. 

Поделитесь вашими планами на будущее?

Благодаря инновационным, стажерским, экспериментальным площадкам Академии отработаны модели родительского образования для каждого ведомства. Так, для системы образования рекомендована модель «Школа в школе», а именно «Школа семейного уклада» – для учащихся с 1-го по 11-й класс, «Школа любящих родителей» – для мам и пап, «Школа родительского актива» – для обучения членов классных родительских комитетов, «Школа для родителей будущих первоклассников».

Семья – это источник любви: что любят родители, то в большинстве своем любят и дети. Любовь к дому, к малой и большой Родине рождается тоже в семье. Другими словами, все или почти все начинается в семье. Мы готовы и открыты к сотрудничеству с теми, кто это понимает и принимает. Наши планы на будущее – продолжать учить людей быть счастливыми.