Наринэ ИСАХАНЯН

заместитель директора, учитель информатики и ИКТ, ГБОУ Школа № 1329

В связи с переходом на дистанционное обучение учителям необходимо перестроить свою работу, автоматизировать ее, найти онлайн-ресурсы, сервисы, которые им в этом помогут, например технологии проведения видеотрансляций и вебинаров. Таких ресурсов сейчас очень много. IT-компании в том числе вошли в положение, открыли доступ к своим услугам. Главное – понимать несколько важных моментов. Прежде всего, мы должны ограничивать время, которое дети проводят за компьютером, дозированно подавать материал, чередовать виды деятельности, групповую и индивидуальную работу. В нашей школе есть общий документ, в котором мы отмечаем, какие трансляции и в каких классах будут проходить каждый день. Можно проводить с ребятами небольшие онлайн-консультации, на которых они будут взаимодействовать, расскажут о проделанной работе. Например, если это ИЗО, презентуют свои рисунки. 

Сами онлайн-уроки должны быть тщательно спланированы. Нельзя, чтобы это была просто «говорящая голова», нужно заранее придумывать вопросы для учеников, задания с обратной связью. Использовать сервисы, которые помогут удержать внимание детей, понять, что они усвоили материал. Я проводила онлайн-совещание для учителей нашей школы, на котором они могли почувствовать себя в роли учеников, посмотреть на процесс со стороны. Если вы будете говорить монотонно, ничего не спрашивая, никак не пытаясь разнообразить занятие, дети, как и любой взрослый человек, утратят интерес. Можно попросить учеников включить видео и ответить, написать свое мнение в чат или выполнить задание с помощью онлайн-сервисов Kahoot!, Quizlet, Socrative и др. или тест с помощью Google-формы, организовать совместную работу с помощью Google-документов или онлайн-доски. Есть онлайн-тренажеры, кроссворды, задания с автоматической проверкой. Главное, чтобы технологии не использовались просто ради технологий, а отвечали цели урока, помогали сделать его более интересным. Таким образом учитель сможет поддерживать мотивацию, обратную связь, и ему сразу станет видно, что дети участвуют, а не просто подключились к занятию, а сами пошли заниматься своими делами. 

Важно учитывать и то, что не у всех детей есть опыт дистанционного обучения, для них это тоже в новинку. Мы просим учителей, классных руководителей заранее объяснять ученикам правила поведения на онлайн-уроке: договориться, чтобы они не писали лишнюю информацию в чат, предупредить, что то, что происходит у них дома, может быть слышно и видно всему классу. Когда с детьми это проговариваешь, потом проблем, как правило, не возникает. Со своей стороны учитель тоже должен позаботиться об организации рабочего места, правильно все настроить, чтобы, например, свет правильно падал. 

Конечно, педагоги нуждаются в обучении и консультациях. С некоторыми учителями мы вместе проводим первые видеотрансляции, потом обсуждаем, что работает хорошо, а что лучше изменить. Коллеги (учителя информатики и не только) помогают коллегам. Поддерживать друг друга очень важно. Я бы рекомендовала обмениваться опытом по предметам, внутри параллели и класса. Мы сейчас используем параллельно разные системы для трансляции уроков, собираем ресурсы для организации дистанционного обучения, пробуем на практике, а потом показываем другим, чтобы они тоже могли ими воспользоваться. 

Думаю, что пройдет время, и многие учителя перенесут опыт дистанционного обучения на очное. Ведь существующие сервисы, онлайн-ресурсы, включая «Московскую электронную школу», «Российскую электронную школу», могут использоваться и офлайн, автоматизируя процесс проведения занятий.