pic

Современные дети – какие они? Многозадачные, «достроенные» гаджетами, обладающие огромным набором компетенций и при этом требующие особого подхода со стороны педагогов. О важности выстраивания воспитания и обучения таких детей электронному журналу «Вестник образования» Минпросвещения России рассказывает доктор психологических наук, академик РАО Александр Асмолов. 

Александр АСМОЛОВ

доктор психологических наук, академик РАО

Александр Григорьевич, существует множество мифов и стереотипов, касающихся того, как меняются дети, какие новые важные навыки они приобрели. Как обстоят дела в действительности?

Каждый раз, когда мы говорим о том, что одно поколение детей отличается от другого, мы должны опираться на фундаментальные антропологические и психологические исследования, учитывать различные аспекты. 

Первое, на что надо обратить внимание, – это социально-историческая ситуация развития ребенка. Об этом говорил еще Лев Семенович Выготский. Он отмечал, что каждое поколение детей проживает разные ситуации развития, которые определяют социализацию, воспитание и обучение.

Второй аспект обычно не попадает в сферу исследований, при этом он тоже очень важен. Это модель успеха в разных поколениях и в разное время. К примеру, есть рыцарская модель успеха, которая описывает добродетели, которыми должен был обладать ребенок, воспитывающийся в феодальную эпоху в сословии рыцарей. Есть дворянская модель, о которой мы читаем в романе «Евгений Онегин»: «потолковать об Ювенале, в конце письма поставить vale» – всего этого достаточно, чтобы «свет решил, что он умен и очень мил». 

Современным детям общество диктует компетентностные модели успеха, бизнес-модели – речь идет о ранней профессионализации и профориентации детей без учета их психолого-возрастных и этнокультурных особенностей. 
Поэтому, прежде чем говорить о современных детях, их сильных и слабых сторонах, потребностях и дефицитах, мы проводим масштабные исследования и всесторонний анализ. 

Что показывают эти исследования?

Если раньше мы говорили, что у ребят должно быть безоблачное детство, то у современных детей оно «облачное», правда в другом смысле этого слова. Они живут в cloud, в сетевых «облаках»,– это уже следствие нашего времени, эпохи цифровой и информационной социализации. 

Результат этого – цифровой разрыв между поколениями, связь времен распалась. Современные дети «достроены» гаджетами. Если вы дадите малышу книжку с красивыми иллюстрациями, он, рассматривая картинки, будет делать touch-движения, пытаться их увеличить, как привык это делать на планшете или смартфоне. И когда это не получится, то он отложит книгу, она будет ему уже неинтересна. 

Мир цифровой социализации определяет многие особенности наших детей, они находятся в других потоках информации. 
Если раньше ключевыми линиями были детский сад и школа, то сейчас они утратили монополию на воспитание ребенка. Сегодня у детей «семь нянек», причем у каждой могут быть свои требования: у семьи – одни, у школы – другие, у тех или иных конфессий – третьи…

На первый план выходит не только зона ближайшего развития, о которой говорил Выготский, но и зона вариативного развития, когда наравне с вертикальными линиями развития и воспитания (семья, школа) особую роль начинают играть горизонтальные коммуникации – общение в субкультуре продвинутых сверстников, информационных и социальных сетях и т. д. 

Еще она особенность трансформации детей – это полизадачность. Сегодня ребенок уже с раннего возраста обладает тем, что психологи называют эффектом Юлия Цезаря: он может решать 7–9 задач одновременно, и это тоже следует учитывать в стратегии развития и обучения. На уроке ему уже будет трудно работать в классическом, привычном нам варианте, когда учитель говорит, а дети слушают, – он занимается одновременно и другими делами.

Учитель говорит, а ребенок вроде слушает, а вроде и сидит со смартфоном и что-то читает или смотрит там. Что же делать педагогу?

Ключевая задача учителя – овладеть вниманием ребенка, и в современных условиях это действительно очень сложно. 
Многозадачность ребенка, включенность его в разные институты социализации, утрата монополии школы как ведущего института обучения и воспитания – все это следует учитывать в работе и в зависимости от этого выстраивать стратегию воспитания ребенка. 

Это непростая задача и для государства, и для общества, и для школы, и для родителей. 

Что такое воспитание?

Воспитание – это становление человечности в человеке, это искусство приобщения к идеалам, ценностям и нормам достойного образа жизни через содействие, сопереживание, заботу о других людях и о себе самом. 

Очень важный вопрос, определяющий сферу воспитания, можно сформулировать словами Маяковского: «Что такое хорошо и что такое плохо?»

Ключевая задача – это воспитание поступком, идентификация с героем и со значимым человеком. Вербальные увещевания и менторские указания – это дорога в никуда. Воспитание осуществляется только в сложнейших формах содействия и сопереживания. 

Поэтому воспитатель должен быть мастером мотивации поведения ребенка, приобщения его к нормам совместной деятельности с другими людьми. 

К сожалению, в школах эти задачи часто оставались на втором плане, на первом же были только урок и знания. 

Сегодня нам необходима разработка серьезной исследовательской программы воспитания ребенка в современном мире. 

Нужна фундаментальная программа, задача которой – развитие человечности в человеке, понимание модели успеха ребенка, и при этом важно, чтобы связь времен не терялась. Сегодня мы приближаемся к кризисной ситуации, когда и родители, и педагоги, и управленцы часто оказываются в неведении, они не понимают, что происходит с детьми, и поэтому пропасть между ними оказывается достаточно глубокой, зато велик риск, когда их увлечет кто-то посторонний – и они уйдут за ним, как за дудочкой Крысолова. 

Поэтому воспитание – это самая важная область образования, это страхование рисков подрастающего поколения, и нельзя недооценивать его важность. 

Сейчас воспитанию уделяется особое внимание, оно становится неотъемлемой частью образования, и это, возможно, позволит решить многие проблемы… 

Да, в этом отношении уже делается многое, но надо понимать, что мгновенного эффекта от такой работы не будет. Это длительный процесс, который требует в том числе научно-исследовательского подхода. 

Нужно интегрировать в одну смысловую линию все исследования, которые уже проводились и которые планируется провести, и создать практико-ориентированную методическую программу развития детей в изменившемся мире, и готовить ее надо с пониманием того, что воспитание – это страхование рисков детства. 

Какова роль педагога в процессе воспитания?

У педагога сегодня сразу несколько ролей. Это и мотиватор в изменившемся мире, и навигатор в огромном количестве информации, и мастер коммуникации. Именно таких специалистов должны готовить сегодня педагогические вузы. 

Работать  надо не только с учителями, но и с родителями, создавать для них «родительские университеты», чтобы они тоже понимали, как общаться с ребенком с учетом современных изменений в мире. 

Эту идею поддержал и Президент России: он отметил, что обучение родителей, создание программ, связанных с семьей, – это один из важных шагов в разработке и понимании стратегии воспитания. Без семьи, без просвещенного родительства мы не сможем работать. 

Сегодня в школах появляются новые специалисты – советники директоров по воспитательной работе. Какими должны быть эти педагоги?

Это должны быть профессионалы в области социализации ребенка и страхования рисков детства. Они должны пройти подготовку по различным направлениям, в том числе по физиологии, психологии и возрастной психологии. 

Важно, чтобы это были не контролеры, а люди, которые будут жить вместе со школой, создавать программу ее развития вместе с коллективом. А успех у этих программ будет тогда, когда в них будет сделан акцент на ценности личности ребенка, на ценности его общения со взрослыми. 

Какие книги, связанные с темой воспитания и развития детей, вы посоветовали бы педагогам и родителям?

  • Прежде всего, это книги Януша Корчака «Как любить ребенка» и «Когда я снова стану маленьким».  Это книги Шалвы Амонашвили – цикл работ «Гуманная педагогика» и цикл работ, посвященных его проекту «Школа радости». 
  • Книга Димы Зицера «Любить нельзя воспитывать» – это один из важных уроков воспитания. Еще советую его книги «Семья – это про любовь» и «Свобода от воспитания». 
  • Книги Людмилы Петрановской «Тайная опора. Привязанность в жизни ребенка», «Если с ребенком трудно», «Большая книга про вас и вашего ребенка». 
  • Цикл работ Игоря Кона «Этнография детства».

Часто эти книги не попадают в поле внимания, но все же они очень важны для того, чтобы воспитание не сводилось к менторству.