pic

Александр БОЛЬШАКОВ

директор Южно-Уральского многопрофильного колледжа

Александр Павлович, как организован процесс дистанционного обучения в Южно-Уральском многопрофильном колледже? 

Педагогический коллектив Южно-Уральского многопрофильного колледжа задумался о цифровизации образовательного процесса много лет назад. В 2008 году началась разработка Автоматизированной системы управления Procollege. Работали на первом этапе всего несколько человек, позднее к разработке подключились административные работники, методисты, инициативные преподаватели. Нам было важно сформировать единое  пространство, в котором виртуальная модель колледжа полностью дублирует реальную жизнь образовательного учреждения на всех уровнях и во всех подразделениях. Это деятельность  администрации, педагогов, студентов и родителей. Автоматизированы функции приемной комиссии, учебной части, архива, отдела кадров, бухгалтерии и юридического отдела. В 2012 году началось активное использование этой платформы в образовательных организациях СПО Челябинской области, Забайкальского края, Свердловской области.

В чем специфика работы этой платформы? 

Используя платформу, коллектив колледжа видит реальную картину деятельности подразделений учреждения, актуальные цифры и показатели всех рабочих процессов. Следовательно, мы можем быстро реагировать на возникающие вызовы и проблемы. А специфика работы платформы в том, что АСУ Procollege полностью интегрирована с признанной в мире платформой дистанционного обучения Moodle. Студенты и преподаватели получают в начале учебного года доступ к электронным учебным курсам по дисциплинам, профессиональным модулям. Учебная часть составляет электронное расписание, контролирует весь процесс.

Педагоги корректируют электронные курсы для очного и заочного обучения, разрабатывают интерактивные задания, консультируют студентов в формате вебинаров, заполняют электронный журнал успеваемости. Есть возможности для учета индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся. На данный  момент уже создано около 600 электронных курсов,  в разной степени применяемых в учебном процессе. 

Студенты общаются с преподавателями через систему сообщений, имеют в соответствии с расписанием занятий доступ к учебным материалам, к результатам своего обучения, могут через систему тестирования и контрольных заданий увидеть и скорректировать пробелы в знаниях.

Родители также могут через индивидуальный аккаунт контролировать процесс обучения детей, получать консультации у администрации и педагогов колледжа.

Так что когда в сложившейся эпидемиологической ситуации колледжи и техникумы в короткий период времени должны были сориентироваться и перейти на новые рельсы, мы, по сути, продолжили учить и учиться в нормальном рабочем режиме. В колледже 3,5 тысячи студентов. С использованием дистанционных технологий сейчас обучается 3100 студентов очной формы. Работают 245 преподавателей и мастеров производственного обучения. Мы учим по 18 специальностям и 8 профессиям: готовим строителей, мастеров ЖКХ, сварщиков, специалистов для металлургической отрасли, транспорта, пищевой промышленности, программистов, гидравликов, механиков и электриков, юристов и экономистов. С 8 апреля с использованием дистанционных технологий проводится сессия на первом курсе заочной формы обучения – это 52 студента. Все возможности для проведения промежуточной аттестации и государственной итоговой аттестации в дистанционном формате есть.

И все-таки совсем без проблем обойтись, наверное, сложно…
 
Это так, но в основном они содержательного, методического, а не организационного характера.

Преподавателям нужно было в короткий срок скорректировать содержание учебного материала, разработать дополнительные контрольные задания, изменить структуру курсов по учебным дисциплинам. Конечно, не все работники и студенты на должном уровне компетентны в работе с цифровыми ресурсами, но мы оказываем консультативную и методическую помощь, разрабатываем инструкции, осваиваем формат вебинаров. Все это проводится средствами АСУ Procollege и Moodle без привлечения внешних образовательных платформ, месенджеров и подобных ресурсов.

Благодаря многолетнему использованию АСУ Procollege в плане администрирования образовательного процесса, составления расписания, организации работы подразделений проблем не возникло. 

А как организована практическая часть обучения? Очевидно, что не все студенты могут проходить практику в нынешних условиях. 

С прохождением практики ситуация непростая, в том числе из-за того, что  предприятия, на которых студенты проходили практику, приостановили работу или ограничили доступ. Пути решения разные. Мы корректируем учебные планы: учебная практика у обучающихся строительного профиля перенесена на конец учебного года, у поваров проходит дистанционно. Студенты получают задания, технологические инструкционные карты, критерии оценивания выполненной работы, а со своей стороны представляют фото- или видеоотчеты. У студентов специальностей юридического профиля часть производственной практики заменена на учебную, а преддипломная практика в ряде организаций пройдет дистанционно. Студенты, обучающиеся по специальностям в сфере металлургии, преддипломную практику пройдут дистанционно в Учебном центре ПАО «Челябинский металлургический комбинат». Администрация колледжа  всегда подходит к решению этого вопроса с учетом каждой индивидуальной ситуации.  

Как, по-вашему, дистанционное обучение скажется на успеваемости студентов и на среднем профессиональном образовании в целом?

Ухудшения в успеваемости возникнуть не должно. Вне зависимости от применяемых технологий преподаватели стараются и качественно преподнести учебный материал, и проконтролировать студентов. Мы не замечаем особых изменений в уровне ответственности студентов, их отношении к учебе. Для них это просто еще один из способов получения знаний, для многих, кстати, более удобный. Они учатся организации своей самостоятельной учебной деятельности.

В целом этот непростой период для многих профессиональных организаций оказался кризисным, для коллектива Южно-Уральского многопрофильного колледжа он стал еще одним трамплином для перспективного развития. Колледж принимает участие в проектах Министерства образования и науки Челябинской области, например в формировании регионального репозитория цифровых образовательных ресурсов системы среднего профессионального образования.

Психологическая поддержка в финале учебного года с такими особенностями студентам особенно нужна. Как вы им в этом помогаете?

С психологическими трудностями столкнулись не только студенты, но и преподаватели, и, конечно, родители. Сколько шуток и мемов на эту тему появилось в последнее время! Консультируем, помогаем, инструктируем, решаем проблемы. Используем все средства обратной связи – систему сообщений в портале, консультативные вебинары, электронную почту, соцсети, работаем через классных руководителей с родителями.  Администрация, сотрудники и преподаватели колледжа оперативно реагируют на все обращения. Дают адекватные консультации.

На сайте колледжа есть контакты психологов, которые всегда готовы оказать помощь. А также размещены рекомендации, как пережить этот стресс. Организована работа горячих линий. Открытость – один из принципов нашей работы.