pic

Анна ПЕЧЕНАЯ, директор Колледжа архитектуры, дизайна и реинжиниринга № 26, г. Москва

Программа кадрового воспроизводства, служба содействия трудоустройству, сопровождение выпускников, профориентация школьников, переподготовка взрослых – все это есть в Колледже архитектуры, дизайна и реинжиниринга № 26 города Москвы (26 КАДР). О разнообразии образовательных программ и способах самореализации студентов «Вестнику образования» рассказала директор колледжа Анна Печеная.

Анна Сергеевна, Колледж архитектуры, дизайна и реинжиниринга – одно из старейших и крупнейших учебных заведений города. В чем его уникальность? 

85 лет для учебного заведения – это солидный возраст. Мы гордимся педагогами, которые создали такое разнообразие методически проработанных образовательных программ и такую замечательную атмосферу. Колледж давно объединяет москвичей всех поколений – от дошколят до их бабушек и дедушек. Он включает 14 структурных подразделений, по 53 профессиям и специальностям учится 5871 студент. Наша отличительная черта в том, что мы не только даем качественное и практическое профессиональное образование, но и выступаем оператором городских проектов. Колледж занимается профориентацией школьников, переподготовкой взрослого населения. Мы научились быстро адаптироваться к меняющимся условиям и эффективно сотрудничать с работодателями, а также активно делимся своими наработками, рассказываем о своих педагогических победах и опыте преодоления возникающих проблем. 

Какие специальности наиболее популярны у современных студентов и востребованы у работодателей? 

Самыми популярными программами обучения в этом году стали архитектура, дизайн, строительство и эксплуатация зданий и сооружений, а также флористика, организация перевозок и управление на транспорте.

Сейчас в сфере строительства очень востребованы рабочие профессии, связанные с бетонными строительными работами, каменной кладкой, отделкой, электромонтажом, технологиями информационного моделирования.

Как прошла приемная кампания? Кто пришел к вам учиться в этом году? 

Наши студенты-первокурсники – настоящее цифровое поколение, готовое поглощать терабайты данных. В этом году был сделан особый акцент на дистанционных форматах – днях открытых дверей онлайн, личных онлайн-консультациях, подаче заявления онлайн на платное обучение и подписании договора в электронной форме. Все вступительные испытания проходили удаленно. В результате число подавших заявления абитуриентов увеличилось на 40% по сравнению с прошлым годом, поднялись минимальные проходные баллы на большей части программ. Мы зачислили больше студентов, в том числе 1569 человек на бюджет. Ребята после 9-го класса поступили на 40 программ обучения, после 11-го класса – на 20.

Какими качествами должен обладать студент, чтобы добиться успеха? 

Наиболее успешными становятся те студенты, которые максимально пользуются предоставленными им возможностями. Вариантов масса: дополнительное образование, проектная и исследовательская деятельность, индивидуальные практики, стажировки, волонтерские программы, студенческие рабочие отряды, участие в реализуемых колледжем городских проектах, конкурсы, олимпиады, организация мероприятий, приуроченных к памятным датам. Все это дает им важнейшие практические навыки. 

Мы стремимся пробудить у ребят желание самосовершенствоваться, целенаправленно приобретать новые качества, которые помогут им как в работе, так и в повседневной жизни. В колледже проходит очень много практических занятий. 

Такой подход помог воспитанникам достичь каких-то вершин?

Разумеется. Об успехах наших студентов можно говорить бесконечно. Только в этом году на Национальном чемпионате WorldSkills Russia колледж завоевал 20 медалей (14 золотых, 5 серебряных, 1 бронзовую). Для нас важно, чтобы ребята участвовали не только в чемпионатном движении, но и делились своими достижениями, становились наставниками. В этом году с этой целью мы запустим кружки от чемпионов WorldSkills Russia для школьников по всем нашим компетенциям. 
Очень радуюсь, когда ребята рассказывают такие истории: «Пошел работать по профессии, влюбился в свое дело, открыл собственную мастерскую, участвовал в движении WorldSkills, вышел на следующий этап конкурса им. В.И. Вернадского с проектом профессиональной направленности, захотел стать педагогом и остаться преподавать по программам дополнительного образования у нас на площадке».

А бывало такое, что ваш же студент потом становился преподавателем колледжа? 

Да, и это для нас очень ценно. В колледже действует программа кадрового воспроизводства. Есть выпускники, которые становятся педагогами, работая мастерами производственного обучения. Мы уделяем большое внимание формированию у преподавателей и мастеров производственного обучения, независимо от их возраста и опыта работы, универсальных компетенций. Они обучаются по программам, позволяющим повысить успеваемость и развить у студентов мотивацию. 

Каким образом помогаете студентам устроиться на работу? 

В нашем колледже существует специальная служба содействия трудоустройству, ведется работа по сопровождению выпускников. Мы проводим совместные мероприятия с участием студентов, выпускников и работодателей, информируем о тенденциях на рынке труда, организуем временную занятость ребят, сотрудничаем с предприятиями, общественными, студенческими и молодежными объединениями. 

Под руководством опытных наставников и тьюторов наши студенты формируют индивидуальные образовательные траектории. Уже на старших курсах они выбирают конкретный вид деятельности в изучаемой области, на практике пробуют свои силы в различных профессиональных модулях. Мы часто включаем в основные образовательные программы требования ключевых работодателей. Все это потом помогает выпускникам быстрее адаптироваться на рабочем месте в конкретных компаниях.

Колледж также проводит профориентационную работу со школьниками, предлагая им познакомиться с экспертами и выполнить реальные кейсы работодателей. Мы привлекаем к этому и своих выпускников, которые рассказывают ребятам о своем выборе профессии и о той роли, которую она играет в развитии города. 

Важную роль в профессиональном самоопределении играет дополнительное образование. Какие возможности вы предоставляете в этом плане? 

В колледже есть огромное количество активностей в рамках дополнительного образования, волонтерской деятельности, чемпионатного движения. Реализуются программы не только для наших студентов, но и для учащихся других образовательных организаций. Количество программ дополнительного образования и профессионального обучения приблизилось в прошлом учебном году к 7000. 

Во время приемной кампании наше отделение «Открытые образовательные практики», которое включает в себя подразделения «Детский центр урбанистики на Дубровке» и «Точка варения» в парке «Усадьба Трубецких в Хамовниках», реализовывало онлайн-программы, рассказывающие о профессиях, связанных с жизнью мегаполиса («Тайны города», «City Travel»). Участники этих программ узнавали об устройстве города, о том, как сохранить его экологию, они своими руками делали настольную игру. В парке на свежем воздухе проводились квесты, которые знакомили детей и родителей с возможностями для изучения окружающей среды в городских пространствах. 

Этот год юбилейный для системы профтехобразовния. Как, по-вашему, она изменилась?

За 80 лет система профтехобразования претерпела множество реформ и изменений. Сегодня это самый активно развивающийся пласт системы образования страны.

Главные отличия современной системы СПО заключаются в применяемых сейчас инновационных технологиях, спектр знаний современного выпускника стал значительно шире. Мир стремительно меняется, и система СПО не только идет в ногу со временем, но и предвосхищает и даже задает тенденции развития.

В ситуации, когда практически невозможно выбрать профессию раз и навсегда, профессиональное образование должно помогать человеку самостоятельно осваивать новое, совершенствовать знания и навыки. 

Изменился подход к образовательной траектории. Образование стало более индивидуальным, что позволяет раскрыть потенциал каждого студента. Появились дополнительное образование и курсы профессиональной подготовки. Обновляется материально-техническая база колледжей, повышается квалификация преподавательского состава. Выпускники школ стали более осознанно принимать решение о поступлении в колледж.

Все чаще крупные компании в сфере производства и услуг предпочитают готовить новых сотрудников под свои определенные, узкие запросы и требования. Больше всего ценятся так называемые общие компетенции и личные качества, которые помогают эффективно решать профессиональные задачи. Они не могут появиться в результате короткой программы, а формируются постепенно, последовательно. Среди них – правильное понимание задачи, ответственность, готовность работать на результат, умение работать с информацией, работа в команде, проектное мышление. 

Ключевые изменения также связаны с флагманским для нас движением WorldSkills Russia. Подготовка специалистов теперь осуществляется по мировым стандартам. 

Каким видите будущее колледжа? 

Коллектив нашего колледжа идет в ногу со временем и создает будущее – новое содержание, технологии, подходы к образованию, компетенции и даже профессиональное мышление. 

Важнейшими направлениями нашей работы останутся модернизация образовательных программ основного и дополнительного образования, разработка и использование цифровых учебно-методических комплексов, усовершенствование методик использования игровых технологий. 

Мы продолжим уделять внимание профориентации, работать с москвичами разных возрастов и уровней образования. Качество и успех образовательных программ зависит от их гибкости, адаптивности. Поэтому для нас также важно продвижение онлайн-курсов лучших преподавателей среднего профессионального и дополнительного образования. Кроме того, мы планируем углублять индивидуализацию образовательных траекторий, развивать программы наставничества среди взрослых и студентов, а также помогать большему числу студентов устраиваться на стажировки и работу еще во время обучения.