pic

Повышение родительской компетентности и уровня ответственности за процесс и результат семейного воспитания – такова цель муниципального проекта «Школа ответственного родительства», который уже десять лет реализуется в городе Северске Томской области. Он объединяет 33 детских сада и 18 школ. Каждую неделю в течение учебного года педагоги-психологи этих учреждений проводят тренинги для родителей, а при необходимости работают с ними индивидуально. К проекту подключаются специалисты из перинатального центра, женской консультации, комиссии по делам несовершеннолетних. Подробнее о проекте журналу «Вестник образования» Минпросвещения России рассказала Марина Садиева, кандидат психологических наук, главный внештатный педагог-психолог системы образования Томской области. 

Марина САДИЕВА

кандидат психологических наук, главный внештатный педагог-психолог системы образования Томской области

Марина Станиславовна, какие результаты проекта вы считаете главными? 

Во-первых, охват родителей, которые принимают участие не в разовых мероприятиях, а в цикле тренинговых занятий: ежегодно к такой комплексной работе присоединяются полторы тысячи родителей воспитанников детских садов и школьников, то есть за десять лет выходит достаточно большое число тех, кто получил качественную помощь и ответы на свои вопросы о том, как помогать ребенку учиться, как воспитывать его.

Во-вторых, то, что в этот проект вовлечены семьи, находящихся в трудной жизненной ситуации, положительно влияет на профилактику семейного неблагополучия, на разрешение семейных конфликтов. 

В-третьих, в рамках этого проекта мы помогаем педагогам-психологам, задействованным в нем, профессионально расти. Также срабатывает система взаимной поддержки, если психолог сталкивается с особо сложной ситуацией и нужна помощь коллег. Во время курсов повышения профессионального мастерства педагоги-психологи изучают опыт коллег, обмениваются запросами родителей, обсуждают применяемые механизмы и инструменты работы. 

Подобная система организационно-методической поддержки на уровне муниципалитета позволяет компетентно подходить к решению любых вопросов родителей, с которыми они к нам приходят.

А родители готовы контактировать со школьными психологами? 

Когда проект только начинался, у нас были трудности с формированием групп: не все понимали, зачем это надо. Сегодня проект хорошо известен в городе, известны психологи, которые в нем работают (кадровый состав все эти годы стабилен), люди знают о результатах. У нас есть сайт, где собраны лекции, полезные статьи для родителей, видеоотзывы тех, кто прошел курс. Так что родители могут все посмотреть, изучить, оценить, насколько им необходима такая же помощь, и прийти в нам.

В группах у нас в основном мотивированные родители, которые нацелены на то, чтобы лучше понимать ребенка. Сложнее с неблагополучными семьями: у них есть барьер перед обращением к психологу. Поэтому с ними сначала работают классные руководители, убеждают попробовать позаниматься в группах, рассказывая, как это может улучшить ситуацию в их конкретной семье. С такими сомневающимися родителями мы сразу устанавливаем личную границу, поясняем, что соблюдаем принцип конфиденциальности. Постепенно они начинают нам доверять, и мы наблюдаем, как меняется ситуация в их семьях.

Еще особенность нашего проекта в том, что в нем могут принять участие директора и педагоги, но не с позиции своей должности, а как родители. И благодаря тому, что проект сетевой, сделать это они могут в любой школе, так как в своей у них уже есть определенная роль, и зачастую сложно обратиться к своему психологу просто как родитель.

Работы с родителями что-то меняет в успеваемости детей и их открытость к программам по воспитанию? 

Однозначно. Мы видим большой положительный эффект от работы проекта. У нас даже есть отдельный мастер-класс на тему связи психологического климата в семье, отношений семьи и школы и успехов ребенка в обучении. Чем лучше отношения между родителями и педагогом, тем выше достижения ребенка. Наш проект становится каналом, посредством которого мы доводим до родителей современные приоритеты в образовании. Это важно, ведь когда и педагог, и родитель понимают, к какой общей цели идут, они реально могут помогать ребенку. Нет сомнений, что помочь ребенку получать качественные знания, воспитывать его можно только совместно. 

Сайт проекта