pic

Екатерина СМАЛЕВА

победитель конкурса «Воспитатель года России – 2016», заместитель заведующего детским садом № 66, г. Рязань.

«Дарите детям любовь, радость и доставайте звезды с неба!»

Екатерина Смалева из Рязани получила главный приз Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России» – «Хрустальную жемчужину» –  в 2016 году. Заместитель заведующего детским садом № 66 рассказала «Вестнику образования» о том, как складывается её профессиональная жизнь после конкурса и что помогает развиваться дальше.

Участие в любом конкурсе – испытание. Не каждый педагог на это решится…

И зря. Потому что конкурс – эффективная профессиональная прокачка, площадка для обмена опытом с продолжением. Останавливаться на достигнутом уже не получится. Немного отдохнув после конкурса, поняла, что мне нужна активность, необходимо куда-то двигаться, с кем-то сотрудничать, делиться опытом, брать информацию у других. Для меня конкурс – это, прежде всего, эмоциональный заряд, общение с интересными людьми, стремление к постоянному движению вперед, и я стараюсь эту точку зрения всячески пропагандировать. 

И как сложилось у вас с продвижением вперед? 

Я уже полгода работаю заместителем заведующего детским садом и сейчас на его базе запускаю профессиональный педагогический марафон. Пока это проект только для моих педагогов, но думаю, что он может быть интересен и другим детским садам региона. На определенном этапе я поняла, что у меня есть много знакомых-профессионалов, знаниями, опытом которых я бы хотела поделиться со своими коллегами. Суть проекта – рассказать педагогам о каких-то фишках, лайфхаках, которые можно взять в работу. 

Также планирую и дальше развивать конкурсное движение. Два года назад я стала председателем Профессионального клуба воспитателей Рязанской области «Дошкольная лига», и мы активно пропагандируем опыт наших рязанских педагогов, коллег из разных регионов среди педагогов. Делимся эмоциями, впечатлениями, участвуем в различных проектах на всероссийском уровне. Например, в прошлом году стали полуфиналистами конкурса «Добровольцы России». 

Есть проекты, которыми особенно гордитесь?

Горжусь любыми достижениями моих воспитанников, а теперь уже, в новой должности, и своих коллег, которые находятся под моим руководством. И, конечно, считаю большим достижением деятельность нашего клуба воспитателей. С каждым годом нас становится все больше – уже насчитывается более 200 участников только конкурса «Воспитатель года» на региональном уровне. К нам присоединяются и другие дошкольные педагоги с активной профессиональной жизненной позицией, которых вдохновляет участие в дошкольном движении, которые хотят делиться опытом, помогать и брать себе что-то в работу. Очень горжусь тем, что мы продолжаем развиваться, каждый раз при встрече придумываем что-то новое. У нас нет профессионального выгорания. Мы даем возможность педагогам с большим опытом работы взглянуть на свою профессию с неожиданной стороны, а молодым специалистам – поверить, что выбор профессии сделан верно. В рамках клуба и с педагогическими вузами сотрудничаем.  

Чему вас научила ваша профессия?

Прежде всего, благодаря моей работе сначала как учителя-логопеда, а потом и заместителя заведующего у меня появились (и продолжают формироваться) такие качества, как целеустремленность, ответственность, трудолюбие. Мне кажется, всего можно добиться, если есть желание. В работе с детьми с нарушениями речи, развитии мне как раз целеустремленность помогала в достижении результатов. Кроме того, я научилась договариваться, искать компромиссы, точки соприкосновения не только с детьми и педагогами, но и с родителями. Опыт помог мне доносить до родителей необходимое для моей работы, объяснять, что всего можно добиться только совместными усилиями. 

Вообще, проработав несколько лет учителем-логопедом, пришла к такому мнению, что к родителям, как и к детям, нужен индивидуальный подход. Очень важно подобрать правильные слова, которые найдут отклик у конкретного человека. Я приветствую, чтобы родители присутствовали на занятиях. Пусть смотрят, как ребенок занимается, взаимодействует со сверстниками. Может быть, они возьмут что-нибудь себе на заметку, будут использовать какие-то приемы. 

Что вызывает трудности и что вас вдохновляет?

Больше всего вдохновляют успехи воспитанников. Приятно слышать грамотную речь, когда правильно рассуждают, логически мыслят, красиво высказываются, получать благодарность от родителей за то, что мы совершили такой длинный путь по коррекции речевого развития ребенка. 

А что касается самого сложного… Дети сейчас совершенно другие. Нужны навыки не только логопедии, но и психологические, социально-коммуникативные компетенции. Вот у меня высшее педагогическое образование, красный диплом, но я получила в основном теоретические знания, и их не хватает. Возможностей развиваться много – есть вебинары, семинары, конференции. Труднее всего находить время для постоянного саморазвития и самосовершенствования. 

Без саморазвития в нашей профессии нельзя. Современный педагог должен уметь самостоятельно искать нужную информацию, вычленять проблемы, видеть пути решений и потом, все переработав, использовать полученные знания в практической деятельности. Нужно продумывать свои действия, ни в коем случае не поступать наугад. Чтобы не было промахов и ошибок, необходим продуманный психологический подход к ребенку, выстроенная структура работы. С другой стороны, нужно быть мобильным, готовым к разным ситуациям. 

Лично мне помогают книги, учеба у других педагогов с большим опытом работы. Основой для себя считаю гуманную педагогику Шалвы Амонашвили, слушаю его семинары, вебинары. Была на его двухдневном семинаре в Рязани. Когда слушаешь таких вдохновленных людей, вдохновляешься сама, получаешь заряд энергии. Но в любом случае опыт приходит только с годами, все равно нужно пропускать приемы, методы, технологии других через себя, адаптировать их к своему стилю работы, общения с детьми. Мне нравятся слова Сухомлинского, что «сильным, опытным становится тот педагог, который умеет анализировать свой труд». Некоторые педагоги боятся критики, но я считаю, к ней нужно относиться положительно. Только анализируя, можно расти. 

В профессию приходят новички. Что им посоветуете?

Мне кажется, что сам образ педагога, его слова, мысли несут в себе воспитательное значение. Поэтому необходимо, прежде всего, начинать с работы над собой. Я считаю, что все, что делается в сфере образования без любви к детям, будет только ложью, порождающей зло. Дарите детям любовь, радость, доставайте звезды с неба, и пусть ваши воспитанники вырастут людьми, для которых нет ничего невозможного. Технологии, методы, приемы придут со временем, с опытом общения с более квалифицированными коллегами. А вот без любви к детям, воспитательному процессу ничего не получится. 

Перейти в раздел «Методический опыт»