pic

Денис ГРИБОВ

заместитель Министра просвещения Российской Федерации

В России разработано несколько стратегических документов, на основе рекомендаций и предписаний которых в современной школе строятся отношения между педагогическим сообществом и семьями, когда дело касается воспитания детей.

Основные из них – Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, Концепция развития дополнительного образования детей, Основы государственной культурной политики. В каждом из них, созданном с привлечением экспертов, педагогического сообщества, специалистов в области детской психологии, подчеркивается, что в воспитании школьников участвуют и педагоги, и родители. Только так, приобщая ребенка к общим нравственным ценностям и дома, и на занятиях, можно воспитать его гармоничной личностью с цельным характером. 

В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года отмечается, что важно воспитывать детей в традиционной системе духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России, таких как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством.  

Для этого семья и школа должны действовать слаженно, объединиться ради общей цели – воспитания патриота, гражданина, семьянина и профессионала, здорового, счастливого, ответственного, ориентированного на качественный труд, обладающего актуальными знаниями и умениями, способного реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готового к мирному созиданию и защите Родины. 

Важно, чтобы тот, кого воспитывают, чувствовал заботу и внимание со стороны взрослых, видел, что их действительно интересуют его мечты, таланты, стремления, знал, что его всегда поддержат и поймут и родственники, и учителя в школе или преподаватели в вузе. Только через взаимное доверие можно дать ребенку такое воспитание, которое позволит ему твердо стоять на ногах в условиях быстро меняющегося мира. Ведь воспитанный человек – это человек с волей и характером, который может достойно справляться с жизненными трудностями, находить выход из сложных ситуаций.  

Да, это трудоемкая задача, и только разовыми мероприятиями или беседами с ребенком ее не решить. Необходима продуманная системная работа на уровне дошкольной организации, школы, профессиональной образовательной организации или вуза. Родителям важно внимательно относиться к ребенку, наблюдать за происходящими изменениями, корректировать методы воспитания в зависимости от возраста и того, какие сложности в воспитании возникают, быть на связи с классным руководителем, чтобы вместе вырабатывать стратегию развития ребенка и при необходимости подключать к работе педагогов-психологов. 

Важнейшую роль в укреплении семьи, развитии семейного воспитания играет семейное творчество, коллективные творческие занятия. Ведь воспитание – это и посещение родственников, спортзала, выставок, кинопремьер, концертов, и участие в конкурсах, и встречи с интересными людьми. Эмоции, пережитые вместе с другими, радость от совместных успехов, достижений очень сближают, помогают лучше понимать друг друга. Родители и педагоги воспитывают, прежде всего, своим примером, и чем мы больше возможностей для развития покажем ребенку, тем лучше. 

Важно отметить масштабную программу совместных мероприятий, всероссийских конкурсов, проводимых Министерством просвещения и Национальной родительской ассоциацией. Так, в 2020 году реализован проект «Наш краеведческий музей. Перезагрузка», включивший в себя семейные работы по созданию и развитию домашних музеев, описанию биографий знаменитых земляков, подготовке рекламных роликов про краеведческие музеи городов, сел, деревень. 

Уже семь лет Министерство просвещения поддерживает конкурс «Моя родословная». За это время сложилось целое сообщество семей, изучающих свой род, сформировались методики и сборники. Также интересно развиваются такие направления, как семейная фотография (интернет-фотоконкурс «Семьи счастливые моменты» проводится с 2016 года), подготовка творческих работ, видеороликов по безопасности дорожного движения, выполнение нормативов ГТО всей семьей.  

Важно взаимодействие родителей, педагогов и детей в рамках проектов Российского движения школьников. Министерство просвещения сотрудничает с этой организацией по четырем основным направлениям (гражданская активность, личностное развитие, военно-патриотическое направление, информационно-медийное направление). Все они интересны детям и каждый год привлекают новых участников. Когда родители поддерживают стремление детей проявлять себя в таких социальных проектах, это вдохновляет школьников и тоже способствует воспитанию.