pic

Дарья КУРАСОВА

победитель конкурса «Воспитатель года России-2017», педагог дополнительного образования детского сада № 48, г. Орел.

«Дети научили меня радоваться простым вещам и легче относиться трудностям»

Педагог дополнительного образования первой квалификационной категории орловского детского сада № 48 Дарья Курасова победила на конкурсе «Воспитатель года России» в 2017 году. Она рассказала «Вестнику образования» о возможностях, которые открыла перед ней победа на конкурсе, своих планах на будущее и о том, что помогает ей преодолевать сложности в профессии.
 

Какую роль конкурс «Воспитатель года России» сыграл в вашем профессиональном развитии? 

Я ездила на конкурс, будучи в положении, буквально через несколько месяцев у меня родилась дочка. Поэтому, к сожалению, не смогла ощутить сполна конкурсного послевкусия, хотя, когда вернулась домой, мне звонили, приглашали в регионы. Эта часть для меня осталась закрытой. Но, несмотря на эти обстоятельства, после победы многое изменилось в профессиональной жизни. Самое главное – открылись совершенно новые горизонты в плане профессионального общения. У меня появилось огромное количество друзей –  профессионалов своего дела, людей, любящих свою профессию. Отдельно благодарна конкурсу за встречу с победителями,  которая прошла в прошлом году. Это оставило неизгладимое впечатление. Я сейчас стала немного более мобильной. Совсем скоро, в конце марта, еду в Подмосковье на семинар по приглашению Анастасии Шлемко. К себе в регион тоже приглашаем победителей. Появилась возможность учиться у людей, которые полностью погружены в профессию. 

Что ценного в списке ваших достижений?

Пока считаю своим главным достижением то, что мне предложили возглавить Клуб педагогов дошкольного образования Орловской области «Новое поколение». Мы создали его с очень активными молодыми воспитателями при поддержке Института развития образования. Работаем уже полгода, пока только делаем первые шаги, но у нас много планов. Миссия нашего клуба – меньше слов, больше дела. Мы хотим, чтобы педагоги, посещающие наши мероприятия, получили практические методы, приемы или лайфхаки, как сейчас модно говорить, которые помогут им в работе, облегчат их повседневный труд. Например, в конце апреля у нас будет семинар, к которому мы подготовим полезные советы для воспитателей, работающих в условиях переполненной группы. Мы будем разбирать именно злободневные вопросы и рассматривать их с практической точки зрения. Мы периодически встречаемся и пока потихоньку расписываем, что будем делать дальше. К концу этого учебного года у нас должна сложиться инициативная группа, и надеюсь, что дальше мы уже сможем идти вперед большими шагами. Думаю, что у нас это получится.  

Жизнь по плану – ваш вариант?

Далеко не планирую, но на ближайшее время работа есть. Оканчиваю второй курс университета по специальности «инновационные технологии дошкольного образования», в конце этого года будет защита магистерской диссертации. А со следующего года планирую уже вернуться к своей основной работе. Технология, которую мы привозили на конкурс, очень хорошо себя зарекомендовала, появилось много мыслей,
как ее можно преобразовать, развить, разнообразить. Пока я в декретном отпуске, все это только на бумаге, но, как только выйду на работу, надеюсь, наконец, реализовать задуманное. 

Чему уже научила профессия?

Смотреть на все, что окружает, через призму детства, детскими глазами. Дети научили радоваться простым вещам, видеть хорошее во всем, легче относиться к возникающим трудностям. Ведь у детей все быстро меняется – от слез до смеха. Они быстро забывают все плохое. 

А если детям скучно, что делать?

Удивлять! Это сложно – искать, чем удивить детей, чтобы то, что мы с ними делаем, не превращалось в рутину, в обыденность. Дети не могут скрыть, когда им скучно. И я больше всего боюсь, что им надоем, не смогу придумать, чем их заинтересовать. Но хоть и сложно всегда находить новое и интересное, это в то же время толкает на дальнейшее развитие. Но когда работа хорошо налажена, это вдохновляет, ты просто получаешь удовольствие от того, что делаешь, и хочется двигаться вперед. 

Педагогам всегда нужно учиться. Когда перестаешь учиться, можно уходить из профессии. Если я чувствую, что мне чего-то не хватает, какого-то ресурса, то я пытаюсь найти для себя нечто новое, интересное. Сейчас это легко, открыты любые горизонты, границы, можно не выходя из дома получить очень интересную свежую информацию. Я стараюсь что-нибудь почитать, посмотреть видео, мастер-классы. Например, недавно приобрела мастер-классы педагога из Калининграда Анны Уфимцевой: мне очень нравится ее метод, подход. Он настолько простой, естественный, просто смотришь и заряжаешься. Иногда нужно все отбросить и отдохнуть. Главное – разнообразие, какого-то одного алгоритма нет.

 

Ваш совет тем, кто только собирается стать педагогом дошкольного образования?

Если вы не уверены в том, хотите ли быть педагогом, я бы посоветовала прислушаться к себе. Мне кажется, что самое опасное в нашей профессии – 
это люди, которые в ней оказались случайно и по стечению обстоятельств в ней задержались, потому что побоялись уйти, сделать шаг в сторону. Если чувствуете, что это не ваше, нужно сделать этот шаг, попробовать себя в другом. Не заставляйте себя. А если вы уверены, что сделали правильный выбор, то как можно больше общайтесь с коллегами, узнавайте, пробуйте, не бойтесь задавать вопросы. И все получится. 

Если говорить с точки зрения работы с детьми, налаживания контакта с ними, самое главное – искренний интерес, должно быть действительно интересно, чего они хотят. И естественность. Когда я общаюсь с победителями, анализирую работу воспитателей, детских педагогов, которые мне нравятся, то отмечаю, что они искренне заинтересованы и очень естественно ведут себя с детьми. А если брать в целом профессию воспитателя, я бы выделила интерес ко всему вокруг себя, причем это необязательно должно быть что-то связанное с педагогикой. Просто нужно быть неравнодушным, а все остальное приложится. 

А есть ли такой вопрос, который вы сами часто задаете другим педагогам? 

Есть, и мне интересно его задавать и опытным педагогам, и знакомым мамам. Что, на ваш взгляд, больше оказывает влияние на ребенка – воспитание или природа?  Всегда интересно сравнить ответы педагогов и родителей. По моей личной статистике, педагоги в большинстве случаев отвечают, что воспитание, а непедагоги – природа, гены, наследственность. 

А сами как ответили бы на этот вопрос?

У меня пока ответ – пятьдесят на пятьдесят. И мне самой интересно, как в будущем изменится мой ответ на этот вопрос. 

 

Перейти в раздел «Методический опыт»