pic

Туристические походы, театральные постановки, исследовательская деятельность – все это учащиеся Айской средней общеобразовательной школы Алтайского края делают совместно с родителями. В образовательном учреждении реализуется проект детско-взрослых общностей. О целях и задачах проекта задачах электронному журналу «Вестник образования» Минпросвещения России рассказала директор школы Светлана Ольгезер. 
 

Светлана ОЛЬГЕЗЕР

директор Айской средней общеобразовательной школы, Алтайский край

Светлана Владимировна, расскажите, в чем особенность сотрудничества родителей и педагогов в вашей школе? 
 
Наша школа находится в сельской местности. И этот факт говорит сам за себя. Мы живем в небольшом социуме, следовательно, мы все – одна большая семья. Мы хорошо знакомы друг с другом, помогаем и, конечно, очень трепетно относимся к воспитанию детей. Фактически у нас нет безынициативных родителей. В этом смысле нам повезло. 

Вы являетесь региональной инновационной площадкой, где реализуется проект детско-взрослых общностей. Что это такое?

Детско-взрослые общности – это, скажем так, клубы по интересам. Их основная цель – создание гармоничного воспитательного пространства. Участие в этих общностях помогает детям и родителям лучше понять друг друга, избегать конфликтов и выстраивать здоровые отношения, а учителя, в свою очередь, привлекают общественность во внеурочную деятельность. 

В каком формате организованы такие общности? 
 
Мы их подразделяем на несколько видов – постоянные, временные и виртуальные. Первые – долгосрочные, работа в них ведется изо дня в день со стабильным количеством участников. Временные проходят в рамках различных мероприятий, они обычно приурочены к какому-либо событию. В основе виртуальных общностей – всевозможные интернет-ресурсы, социальные сети, где создаются медиапродукты.

Кроме этого, мы разделяем наши общности по тематике. Например, экологическое и естественно-научное направления реализуются клубом «Юный натуралист». Здесь совместно с педагогами ребята и родители занимаются исследовательской деятельностью в области биологии, экологии и географии. Мы активно внедряем современные технологии. Дети получают навыки работы с цифровым оборудованием – GPS-навигатором, экшен-видеокамерой и так далее. Учащиеся, которые увлечены техническим творчеством, занимаются робототехникой в техношколе «Робо-Star». 

В рамках социально ориентированного направления создан центр релаксации «Волшебный мир» – зона, где есть сенсорная комната, специализированное оборудование для работы с детьми с ОВЗ. Сюда может прийти любой желающий и просто расслабиться, снять стресс. Это направление расширяет познавательную деятельность, развивает сенсорные навыки, корректирует внимание и способствует воспитанию здорового образа жизни. 
 
Большой популярностью пользуется художественно-эстетический блок. Есть мастерская «Арт-лэнд», где дети и родители занимаются искусством. Примечательно, что в данном направлении родители – не просто участники, но также являются руководителями некоторых площадок. Например, театральный кружок возглавила наша бывшая выпускница. Она закончила театральное отделение в местной Детской школе искусств и сейчас реализует свой творческий потенциал у нас. Примеров, где родители – инициаторы, много. 
 
А что детско-взрослые общности дают родителям, чем помогают им?

Тоже дают возможность проявить себя. Как я уже сказала, в сельской местности жизнь более сплоченная. У нас школа превратилась в центр культурной и образовательной жизни села. Родители приходят сюда не просто узнать, как у его ребенка дела с учебой, но и пообщаться с педагогическим коллективом на совершенно разные темы. Более того, у нас есть управляющий совет, в него входят представители родительских комитетов классов. Они придумывают активности на год вперед. Например, в мае мы проводим традиционную благотворительную ярмарку. Ребята вместе с родителями изготавливают поделки, выращивают рассаду, а жители села покупают изделия, сделанные руками детей. На вырученные средства мы установили на территории школы детскую площадку. Я рада, что мне стоит лишь обратиться и активные родители сразу же находятся, не надо никого уговаривать, все понимают, что все делается во благо детей и села. Подчеркну, что и педагоги получают огромную пользу. У них появились возможности для самореализации и использования новых коммуникативных форматов работы – проектов, кейс-технологий, флешмобов и прочих инструментов. 

Ваша школа расположена в уникальной природной зоне. Общности туристско-краеведческой направленности вы тоже создаете? 

В Алтайском крае, действительно, красиво. В нашем регионе есть на что посмотреть: гора Бабырган, Тавдинские пещеры, гора Синюха. Поэтому открытие специального клуба было само собой разумеющимся. В школе работает клуб «Мир без границ». Его участники ходят в походы по заповедным местам. Кстати, руководитель этого клуба – наш социальный партнер и папа одного из учеников. Благодаря этому клубу ребята участвуют в туристических квестах, велопробегах и других мероприятиях. В прошлом году это были офлайн-занятия, сейчас мы немного изменили формат. Записали онлайн-лекции и мастер-классы. Например, «Как собрать рюкзак», «Установка палатки», «Разбивка костровища», «Вязание узлов». Думаю, что будем это транслировать еще и для других школ края. А в конце года планируем провести туристический фестиваль, на котором дети поделятся приобретенными за год навыками. Разумеется, эти мероприятия проводим совместно с родителями. Такое сотрудничество благотворно влияет на воспитательную среду. Мамы и папы делятся своим опытом, а главное – не теряется связь поколений. 

Другие регионы перенимают ваш опыт?

Наши самые близкие соседи и соратники – Республика Алтай. Мы с ними на протяжении шести лет сотрудничаем. Кроме этого, поскольку мы – инновационная региональная площадка, то, естественно, наши практики могут быть полезны и другим. Мы регулярно проводим мастер-классы в Томской, Новосибирской, Кемеровской областях.
 
Увеличивать детско-взрослые общности по тематикам планируете?

Да, такая потребность есть. По просьбам родителей в этом году мы хотим открыть цифровое направление. Мы заключаем соглашение с лицеем № 8 города Новоалтайска и начнем проводить обучающие курсы по цифровым компетенциям. Наши преподаватели поедут к ним на стажировку, а затем их представители приедут к нам для обмена опытом. Кроме этого, в 2021 году в нашей школе откроется «Точка роста».

Но наша задача – не охватить как можно больше направлений. Пусть их будет лучше немного, но зато они будут эффективными. Потому что главное – создать особый микроклимат, где школа станет центром сотрудничества для детей, родителей и педагогов. У нас, кстати, программа воспитания и социализации так и называется «Ассоциация Больших и Маленьких», где, сплотившись, мы все вместе развиваемся!